Мониторинг по заказу
Сразу поясним неискушённому читателю, что все экологические программы преследуют определённые политические цели. Подобная практика за годы, десятилетия сложилась и в Усть-Каменогорске, так что наш родной город – не исключение. Правда, об истинных целях и задачах предпочитают не кричать, их тщательно камуфлируют, но всё же их можно проследить, если проанализировать факты. А факты таковы: когда громко шумят о выбросах диоксида азота – значит надо прижать ТЭЦ, когда дилетанская в своем большинстве пресса громогласно вопит о выбросах сернистого ангидрида – значит поступила команда «сверху» давить Казцинк. В сущности, это правильно и снижать выбросы этих далеко не безвредных компонентов обязательно нужно. Но давайте разберёмся и, как говорится, «разложим по полочкам» основные составляющие нашего воздуха. И тогда поймём: с кем из загрязнителей ведётся борьба, а с кем её даже не начинали. И власти благополучно закрыли глаза на многое…
Впрочем, по порядку. Две недели назад практически все СМИ Усть-Каменогорска с большой помпой раструбили об установке якобы первого прибора, анализирующего состояние воздуха в городе. Горакимат даже организовал выезд большой группы журналистов на УМЗ – дабы шире осветить это «эпохальное» событие. Однако, уже к вечеру того же дня выяснилось, что установленный утром прибор…демонтировали. Отговорку для прессы и общественности нашли быстро: это было сделано дабы спокойно «передать на баланс предприятия» дорогостоящий аппарат. Как будто нельзя было сначала передать анализатор на баланс УМЗ, а затем устраивать шумиху! Но суть выяснилась позже: просматривая список постов, предусмотренных системой мониторинга воздуха в Усть-Каменогорске, оказалось, что никакого прибора, непосредственно установленного на УМЗ, здесь нет. И в перечне он не предусмотрен. Есть две «точки» неподалёку - в районе Северной Промзоны (ул.Гастелло) и в районе винзавода «Адиль» (к слову сказать, нещадно дымящего по ночам). А это значит, что на УМЗ устанавливали свой собственный – заводской прибор –анализатор! Журналисты не разобрались, и выдали материалы о запуске программы мониторинга воздуха в Усть-Каменогорске.
Это лишь один красноречивый пример умелой манипуляции общественным мнением. Есть и другие. На всевозможных брифингах, со всех «высоких трибун» представители УМЗ неизменно подчёркивают, что выбросы их предприятия составляют менее 0,1% всех выбросов в Усть-Каменогорске. Имеется в виду, что по массе. Но всё дело в том, что по массе никто, никогда выбросы не измеряет! Идёт тонкая популистская игра в расчёте на неосведомлённость населения и прессы. О выбросах судят по их концентрации! ПДК – это и есть концентрация. И никак не масса. И если сернистый ангидрид, уже набивший всем оскомину - вещество IIIкласса опасности, то бериллий, плавиковая кислота и фтористый водород, выделяемые с УМЗ – Iкласса опасности. Есть специальная «Методика определения уровня загрязнения городов» (ИЗА5), и из неё следует: чем менее опасно вещество, тем ниже его коэффициент. Если рассчитать соотношение 1 кг бериллия по степени опасности к диоксиду серы, то последнего придётся 125 тонн. Но сколько точно выбрасывается в воздух бериллия и плавиковой кислоты мы до сих пор не знаем. На УМЗ отгородились от всех грифом секретности и данные не разглашают. Нет бериллия и плавиковой кислоты и в перечне веществ, взятых на контроль разрекламированной системой мониторинга в г.Усть-Каменогорске! Думается, всё дело в том, что организация ОАО «СоюзАтомПрибор», взявшаяся за установку этой системы у нас – давний партнёр Казатомпрома и самого УМЗ. Молчат об этих фактах и представители Совета общественности, взявшегося курировать проект. Почему-то не настояли на внесении веществ Iкласса опасности в список контролируемых компонентов.
А ещё практически нет в этом списке вещества II класса опасности именуемого фенол. Точнее, его внесли самым последним элементом, и всего лишь в один передвижной пост за № 19, ввод в действие которого предусмотрен лишь в конце II этапа запуска системы мониторинга воздуха. Но когда оборудуют 19-й пост, и будет ли он создан вообще - вопрос. Повсеместно и чиновниками, и представителями Совета общественности декларируется установка в разных частых города то ли 12, то ли 16 анализаторов. Цифры постоянно меняются, но ни первые 12, ни 16, ни 18 постов измерять концентрацию фенола в атмосферном воздухе не будут. А значит, ни власти, ни так называемые «общественники» заниматься всерьёз фенолом не хотят. Нет в перечне веществ, которые собираются «мониторить» и другого опаснейшего вещества – бенз(а)пирена. Странная «забывчивость» со стороны ответственных за систему мониторинга лиц…
Между тем фенол и бенз(а)пирен являются одними из самых опаснейших компонентов, чьи ПДК годами превышают норму! При этом до сих пор не выяснено откуда тот же фенол берётся. Если с бенз(а)пиреном ясно, что это продукт деятельности автотранспортных средств, то насчёт фенола существуют лишь гипотезы, предполагающие его наличие в воздухе от сгорания органических и неорганических веществ. Отсюда вывод, что виновниками его появления в атмосфере города наряду с автотранспортом являются, вероятно, и теплоэнергостанции. Но если с последними решено разобраться на предмет мощных выбросов диоксида азота, вызывающего развитие онкологических заболеваний, то разбираться с автотранспортом ни власти, ни «общественники», похоже, всерьёз не намерены. Оно и понятно: слишком сложный клубок проблем придётся им распутывать, и наверняка задеть интересы сильных мира сего, контролирующих топливный рынок. Почему в нашем городе (как и в других, впрочем) возле автодорог можно задохнуться? В старый, никуда не годный автотранспорт, списанный в Европе и Японии, отработавший свой ресурс, заливают отвратительного качества топливо, в результате чего автобусы и машины нещадно чадят так, что являются источником экологической опасности. И их передвижение можно смело запрещать и в городской черте, и за городом. Но никто этим заниматься не хочет. И уж тем более боятся обязать автозаправки торговать топливом хорошего качества. Тронь их – и цепочка потянется наверх, в сторону крупных нефтеперерабатывающих компаний и их покровителей в высших эшелонах власти. А оно надо нашим городским властям? Своё кресло дороже!
Анализируя данные по основным загрязняющим веществам в Усть-Каменогорске, предоставленные Казгидрометом, невольно обратил внимание на одну важную деталь. До 2010 года в списке наиболее вредных компонентов, присутствующих в воздухе, бенз(а)пирен присутствовал, а с января 2010 года его не стало. И наверняка государственные метеорологи это сделали по приказу «сверху». Ведь не исчез же он из нашей атмосферы сам по себе! Например, в октябре 2008 года зафиксировано его превышение в 8,2 ПДК, в ноябре того же года – 4,8 ПДК, в феврале 2009 г. – 6,5 ПДК. Огромные выбросы и поистине дикое превышение! И вдруг, в декабре 2009 года метеорологи ставят «ноль», а в 2010-м и 2011-м годах и вовсе убирают бенз(а)пирен из всех таблиц. Как же так? Автотранспорт не исчез с городских улиц – напротив, число автомобилей неуклонно из года в год растёт, и срок их износа явно не уменьшается. Не перешли наши автозаправки и на бензин европейского качества, и не собираются. Тем не менее, в Казгидромете идут на сокрытие данных по выбросам автотранспорта. Неужели положение стало настолько страшным, а цифры столь пугающими, что всё это не обходимо скрывать?! И вообще – можно ли доверять данным столь «управляемого» Казгидромета?
В списке самых вредных ингредиентов, по которым наблюдается многолетнее превышение ПДК в атмосфере Усть-Каменогорск, шесть наименований. Если их выстроить сверху вниз по степени опасности, то выглядеть это будет так:
1. Диоксид азота (2,5 ПДК в среднем). Основные источники: УК ТЭЦ, Согринская ТЭЦ, отчасти – частный сектор жилых домов, транспорт.
2. Бенз(а)пирен (4-5 ПДК в 2009 г.). Источник: транспорт, другие не установлены…
3. Фенол (1,76 ПДК). Источник: транспорт. Другие не установлены…
4. Формальдегид (1,49 ПДК). Источник: транспорт, другие не установлены…
5. Диоксид серы (сернистый ангидрид – 2,1 ПДК). Основные источники: УК МК ТОО «Казцинк», ТЭЦ.
6. Взвешенные вещества – пыль (1,5 ПДК). Источники: ТЭЦ, дороги.
Всё это к сведению неискушённого читателя. Чиновники и экологи прекрасно знают эту реальность. А теперь продолжим. Дорисуем дальше «картину маслом», чтобы любому горожанину стало окончательно ясно действительное положение в этой сфере. Взвешенные вещества, то есть пыль тоже почему-то не включены в перечень компонентов, выявляемых новой системой мониторинга воздуха. Впрочем, «почему» - как раз понятно: чтобы уменьшить её наличие в воздухе придётся властям заняться реальным и качественным обустройством дорог. А это поистине невыполнимая задача! Огромный клубок проблем, тронь который – хлопот не оберёшься. Можно, правда, приструнитьТЭЦ, но и на этом поприще ни городские власти, ни «общественники» успеха до сих пор не добились. Неоднократно пытались обязать тепловиков создать природоохранные программы и неуклонно выполнять их, уменьшив выбросы ракообразующего диоксида азота. Но ни мощных фильтров в свои трубы на ТЭЦ тепловики так и не установили, ни иных серьёзных подвижек в экологии не сделали. Зато при каждом удобном случае пугают власти увеличением тарифов из-за возможной модернизации производства. И последние, убоявшись социальных последствий, вынуждены отступать. Гораздо проще «наезжать» на «Казцинк», который чиновники и провластная пресса сделали «козлом отпущения» за всю экологию Усть-Каменогорска. Тут никакой социальный бунт не грозит, да и «подоить» далеко не бедную фирму можно! Остальные «доятся» весьма плохо, и раскошеливаются на всевозможные мероприятия под видом «спонсорской» помощи» неохотно. Безусловно, «Казцинк» вносит свою «лепту» в атмосферу Усть-Каменогорска, и выбросы предприятия немалые. Но справедливости ради надо отметить, что не они одни воздействуют на качество городского воздуха. И определяющего, лидирующего влияния не оказывают. Кроме того, только на одном «Казцинке» разработана и поступательно внедряется в жизнь программа по неуклонному снижению выбросов в атмосферу, сбросов в реки и иные природоохранные мероприятия. Аналогов этому нет больше нигде! Ни на одном предприятии региона. Только благодаря программе «Новая металлургия» с 2009 по 2011 годы концентрация сернистого ангидрида в воздухе снижена с 2,5 ПДК до 1,3 ПДК. Практически до нормы! И к концу нынешнего года твёрдо остановится на 1 ПДК. А теперь сравним для наглядности с вышеприведёнными данными. Все остальные ингредиенты из числа наиболее вредных – не являются производными ТОО «Казцинк». И по классификации опасности (I-IIкласс) значительно превосходят диоксид серы (IIIкласс). Но практически повсеместно, в выступлениях с высоких трибун, в материалах СМИ основной упор делается на сернистый ангидрид. Что это? Недомыслие, или целенаправленный умысел?..
Сергей Васильев