14:31

Монголия: Этнические казахи обращают взор на перспективные земли на западе

Восточный Казахстан является районом компактного проживания представителей славянского населения, и переселение в эти места видится как один из способов исправления сложившегося демографического дисбаланса, который власти негласно – дабы не обидеть Москву и собственные национальные меньшинства – считает определенной угрозой национальной безопасности.

Не так давно в одном из селений Ховдского аймака Монголии царило праздничное оживление: члены семьи и друзья собрались отметить появление в семье этических казахов новорожденного. Появление на свет нового человека всегда повод для праздника в казахской семье, где поочередно отмечаются все значимые события – от помещения ребенка в колыбель до разрезания символических пут, когда малыш делает свой первый шаг.

Не так давно в одном из селений Ховдского аймака Монголии царило праздничное оживление: члены семьи и друзья собрались отметить появление в семье этических казахов новорожденного. Появление на свет нового человека всегда повод для праздника в казахской семье, где поочередно отмечаются все значимые события – от помещения ребенка в колыбель до разрезания символических пут, когда малыш делает свой первый шаг.

В данном случае празднования были объединены в одно: многие родственники и друзья семьи Бахыт увидели малышку впервые, потому что она родилась за пределами страны, в Казахстане. Это лишь одна из многих семей, члены которых живут по обе стороны границы, и визит с одной стороны на другую представляет собой шанс обменяться новостями и хороший повод для праздника.

Среди всех этих торжеств дядя новорожденной Тилек Бахыт все приглядывался к землям на западе, где родилась его племянница, и размышлял, не обещает ли жизнь по ту сторону границы и ему иные перспективы. Он работает учителем английского языка в сельской школе, но жизнь в этой малоразвитой сельской местности не назовешь легкой. "Трудновато, – говорит он. – В Казахстане получше, это точно".

В Казахстане разработана государственная программа, неофициально называемая программа для оралманов, призванная способствовать возвращению в Казахстан этнических казахов, проживающих на территории других стран. С 1991 года в Казахстан по этой программе вернулись свыше 700 тысяч казахов. Программа предусматривает финансовое содействие и упрощенную процедуру получения гражданства для привлечения в страну мигрантов. У программы есть политическая и экономическая цели. Приоритетной является задача увеличения 16-миллионного населения Казахстана для решения экономических задач. Однако не менее важной представляется и задача по исправлению демографического дисбаланса, наблюдавшегося в Казахстане на заре его независимости, когда этнические казахи являлись в стране национальным меньшинством. Частично благодаря этой программе казахи составляют на сегодня порядка 67 процентов населения Казахстана.

Монгольские казахи населяют главным образом западный Алтай, где некоторые семьи проживают на протяжении вот уже нескольких поколений. Некоторые перебрались через горный хребет в 1930-ых, спасаясь от сталинской коллективизации. Именно на них и направлена программа по возвращению на родину репатриантов, и с 1991 года десятки тысяч людей уже воспользовались такой возможностью. Достоверных данных на сей счет не имеется, но как рассказал EurasiaNet Сериктес Шадет – замглавы Баян-Ольгийского аймака на границе с Казахстаном – около 90 процентов населения которого составляют этнические казахи, с 1991 года из Монголии выехало, по некоторым оценкам, 87 тыс. этнических казахов.

А еще больше подумывают о переезде. Водитель из Баян-Ольгия по имени Адилбек, воспитывающий двух детей, считает себя счастливчиком, потому что у него имеется стабильный источник дохода. И все же он полагает, что границей его ожидает лучшая жизнь. "Монголия менее развита, чем Казахстан, – сказал он корреспонденту EurasiaNet. – Там больше перспектив".

В его словах есть резон. Согласно прогнозам, ВВП Казахстана на душу населения в текущем году составит 7 тыс. долларов – вчетверо выше, чем в Монголии (1600 долларов). В Баян-Ольгие, где поголовье скота впятеро превышает количество населения, а скотоводство является оплотом экономики, рабочих мест почти нет. Улан-Батор расположен в 1200 км к востоку – это два дня пути по неасфальтированным дорогам. Ближайший город – административный центр Восточно-Казахстанской области Оскемен (также называемый Усть-Каменогорск), что за Алтайскими горами. Бурлящая в нем жизнь составляет резкий контраст с сельским окружением города Ольгий, райцентра Баян-Ольгийского аймака, где юрты теснятся рядом с домами, а дороги с твердым покрытием вскоре исчезнут как класс.

По словам некоторых этнических казахов, перебирающихся в Казахстан из таких стран, как Китай, пойти на подобный шаг их вынудило, среди прочего, политическое давление, оказываемое на них как на представителей национального меньшинства. Казахи же Монголии приводят в качестве причины главным образом более высокий уровень жизни. "По отношению к нам нет никакой дискриминации, – говорит Адилбек. – Проблема в ограниченном количестве рабочих мест. Каждый год множество выпускников из числа молодежи пополняют армию рабочей силы". По словам главного муфтия страны Осерхана Кажи Мукаюлы из города Ольгий, побеседовавшего с корреспондентом EurasiaNet когда верующие устремились домой после пятничной молитвы, никаких религиозных трений с казахами-мусульманами в преимущественно буддистской Монголии не было и нет.

Но отсутствие экономических перспектив заставляет многих обратить свои взоры на запад, а казахстанское правительство заинтересовано завлечь этих людей к себе. В этом году Астана расширила свою работу в этом направлении, дав старт программе "Нурлы Кош" (Светлое кочевье), на которую было выделено порядка 1,3 млрд. долларов.

Программа разработана в расчете на 3,5 – 4,5 миллиона этнических казахов, проживающих за пределами Казахстана, 100 тыс. из которых живут на территории Монголии, и предлагает стимулы, поощряющие людей перебираться на жительство в определенные, выбранные властями районы страны. Восточный Казахстан, считающийся многими казахами западной Монголии землей своих предков, является одним из них. Официально власти заявляют, что такой выбор продиктован экономическими соображениями. Действительно, программа "Нурлы Кош" направлена не только на этнических казахов, но и на квалифицированных бывших граждан Казахстана и жителей экономически неблагополучных районов. Однако присутствует здесь и один неафишируемый фактор: Восточный Казахстан является районом компактного проживания представителей славянского населения, и переселение в эти места видится как один из способов исправления сложившегося демографического дисбаланса, который власти негласно – дабы не обидеть Москву и собственные национальные меньшинства – считает определенной угрозой национальной безопасности.

Представители казахстанских властей посетили западную Монголию в стремлении рассказать о достоинствах новой программы "Нурлы Кош", предусматривающей выплату единоразовых субсидий, оплату транспортных расходов и предоставление ипотечных кредитов под низкий процент. Обозреватели подвергают сомнению целесообразность связывания мигрантов по рукам и ногам долгосрочными долговыми обязательствами. Однако предлагаемая программа может решить одну из ключевых проблем: учитель английского языка из Ховда Бахыт уже предпринимал попытку обосноваться в Казахстане, но цены на жилье заставили его вернуться в Монголию. "Я жил там некоторое время, но очень сложно было приобрести там жилье. Это действительно дорого, – сказал он EurasiaNet. – Если бы я смог заработать денег на жилье, я бы перебрался в Казахстан".

Бахыт представляет собой тот тип квалифицированных кадров, которые Астана стремится завлечь в страну – и которые Монголия не может себе позволить потерять. Отток этнических казахов чреват экономическими и культурными последствиями, которые сложно оценить, но которые, по словам обозревателей, вполне ощутимы. "Отток интеллигенции из страны оказывает негативное воздействие на казахскую диаспору Монголии, – сказал EurasiaNet журналист Баян-Ольгийского телерадиоцентра Оспан Наби. – Мы уже столкнулись с оттоком представителей интеллигенции. Наш политико-интеллектуальный потенциал снизился".

И все же многие хотят предпринять этот решительный шаг. Для некоторых это больше, чем экономический вопрос. Бахыт желает, чтобы его дети выросли, по выражению казахстанского правительства, на своей "исторической родине". Там, по его словам, у них будет возможность "стать настоящими казахами".

От редактора: 
Джоанна Лиллис является независимым журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий.
 
 
Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar