18:22

Нагыз-казахи: в поисках невидимого врага

Проблема шала-казахов и нагыз-казахов вне всяких сомнений является наиболее успешной ньюсмейкерской фишкой нынешнего времени. Подспудно термин-полушутка, введенный по общепринятому мнению Мухтаром Шахановым, набухал, размокая в слезных и слюнных выделениях национал-патриотов, и в итоге вырос до общенациональных масштабов.
Ренат Байтов

Проблема шала-казахов и нагыз-казахов вне всяких сомнений является наиболее успешной ньюсмейкерской фишкой нынешнего времени. Подспудно термин-полушутка, введенный по общепринятому мнению Мухтаром Шахановым, набухал, размокая в слезных и слюнных выделениях национал-патриотов, и в итоге вырос до общенациональных масштабов. Понятие, которое еще пару лет назад воспринималось иронически и зачастую муссировалось шутки ради самими шала-казахами, была подхвачена лучшими представителями национальной интеллигенции, а журналистами была доведена до уровня общегосударственной проблемы. Проблемы, которая, похоже, только начинает заново кроить будущую историю казахов.

Шала-казахи в широком понимании слова – это, как известно, представители титульной нации, которые в достаточной мере не владеют родным языком. Впрочем, есть и более узкая градация этой категории людей. Первая группа – это казахи, плохо знающие язык. Вторая группа – те, кто знает язык в достаточной степени, но предпочитает говорить на русском языке. И, наконец, третья и самая «опасная» категория шала-казахов – те, кто хорошо знает язык, но сознательно его игнорирует. Казалось бы, проблема ясна, вот только непонятно, кому эти люди в итоге могут навредить, если не считать себя и своих детей – да и то, говорить об этом можно с большой долей условности. Конечно, можно говорить, будто эти люди не осознают, что делают и пришла пора спасать их, неразумных и заблудших.

С другой стороны, ситуация с шала-казахами приняла неожиданный поворот и, являясь цацкой в руках дуреющих от комплексов национал-патриотов, вдруг превратилось в самое настоящее оружие. И пусть это оружие идеологическое, менее опасным от этого оно не становится. Кроме того, ситуация не только приняла неожиданный поворот, но и неожиданные масштабы. Кроме того, сместились и некоторые другие акценты – теперь шала-казахи, помимо незнания языка, приобрели в глазах осуждающих некоторые другие присущие только им черты. Речь идет об отступе от некоторых исконно казахских ценностей, религиозном вопросе, сдвигах в социальной психологии шала-казахов, предательстве и попрании патриархальных устоев и так далее. В своих доходящих до неистовства обвинениях, осуждающие готовы растоптать как Советский Союз, ставший компостом для появления шала-казахов, так и сегодняшнюю власть, сквозь пальцы смотрящую на перманентную мутацию казахов.

Уже сегодня можно говорить о том, что неожиданным все это стало только для широкой части казахстанского общества. Проблема была создана и раздута искусственно, и, что немаловажно, искусно. Шала-казахи сами по себе проблемой не являются и никогда не являлись, и быть причиной идеологического противостояния с кем-либо не могли по одной простой причине – они шала-казахи и их система ценностей фанатичной преданности к чему-либо не предполагает. При этом те, кто искренне переживает за свою Родину и за всех казахов, могли только наставлять шала-казахов на путь истинный, но в подавляющем большинстве случаев были обречены на непонимание либо насмешки. Для того, чтобы обозначить шала-казахов как некоего идеологического противника, необходимо было создать конфронтационное пространство, другими словами – выстроить противоборствующие редуты. Именно так появилось понятие нагыз-казахи. Теперь проблема стала понятной – нагыз-казахи хотят искоренения всего шала-казахского. Другими словами, официально появились те, кто может требовать от заблудших душ и от истории сатисфакции, выступая при этом от лица всех нагыз-казахов, что само по себе является нонсенсом.

Что мы имеем в настоящее время? «Проблема шала-казахов» стала называться проблемой «шала-казахов и нагыз-казахов», а это уже совершенно разные понятия, которые имеют несопоставимые исторические перспективы. Сегодня эту проблему поднимают национал-патриоты, и, вполне возможно, она станет той пешкой, которая рано или поздно пролезет в дамки и откроет перед нацпатами небывалые возможности. Раньше основой национал-патриотических выступлений были системные подчас проблемы, которые, тем не менее, на что-то колоссальное не претендовали. «Желтоксан», проблемы казахоязычного населения, государственные язык и прочие тренды национал-патриотических организаций, при всей своей актуальности на роль идеологического стержня не тянули и не тянут. Тем более, социальные проблемы худо-бедно решаются, а самих национал-патриотов никто не трогает, не дразнит и, судя по последним годам, не слушает. Да и их голоса как-то постепенно затихали. Однако, сегодня общая идеология найдена и она, выходя далеко за рамки национал-патриотических организаций и движений, охватывает огромную категорию людей, подпадающих под понятие нагыз-казахи, и по сути, делит казахскую часть казахстанского общества на две части.

Известный казахский писатель Смагул Елубай, выступая недавно в дискуссионном клубе «АйтPARK», отметил, что предпоследним этапом формирования шала-казахов стало освоение целины. Именно тогда, по мнению писателя, казахи на собственной земле оказались в меньшинстве, и именно в то время произошел тектонический разлом в казахском обществе. Оспаривать эту точку зрения нет смысла, однако со всей ответственностью можно говорить о том, что появление термина нагыз-казахи стало еще одним тектоническим разломом, который не только разделил казахов, но и поставил их в противоборствующие позиции. Кстати, уже упоминавшийся писатель С.Елубай давал и другие «крепкие» характеристики. Например, «мутанты» (читай – шала-казахи..). Другими словами, разлом стал той самой линией идеологического фронта, который был создан невидимыми для простого казахстанца стратегами. Самое страшное то, что фронт этот касается любого казаха, потому что любой из нас, так или иначе, оказывается в стане одной из противоборствующих сторон. Конечно, о крупномасштабной войне речи пока еще не идет, потому что диверсионная работа еще не закончена, однако, многие люди из числа нагыз-казахов всерьез настроены на то, чтобы вести полномасштабное противостояние против тех, кто «шала».

Вывести из себя шала-казахов, дабы спровоцировать их на участие в этой афере, будет не так просто. Хотя бы потому, что сегодня они являются объектом агрессии, при этом, нисколько не воспринимая нападки на личный счет. Кроме того, шала-казахи не централизованы, они не объединены одной цель - они попросту не понимают, зачем все это нужно, и не собираются против кого-то бороться. И вряд ли они всерьез воспринимают статус, которым их наградили без их же ведома.

Как бы то ни было, «проблема шала-казахов и нагыз-казахов» будет муссироваться и подниматься все более глобально и все более активно. Уже сейчас можно видеть, что она превращается в идею-фикс для некоторых слоев казахстанского общества. Будет ли это полномасштабное противостояние двух непримиримых врагов, или останется маленькой войнушкой лидеров «нагыз-казахов» против невидимого врага – посмотрим. Но пристальное внимание государства к внутреннему казахскому междусобойчику просто необходимо. Иначе тектонический разлом может превратиться в настоящую пропасть. И в этом уже совсем мало смешного.

Интернет-издание «Диалог»

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 3
avatar
1 БИГ • 11:37, 23.09.2010 [Материал]
Интересная статья наводит на размышления. У них самих нет согласия сейчас, дальше будет больше, а еще здесь есть русско-язычное население, как бельмо в глазу , что для тех, что для других. И все те разговоры на счет гос. языка, который мы должны выучить , для нас ничего не дадут. Будь у нас семь пядей во лбу, мы никогда не станем даже шала-казахами, и противостояние будет продолжаться и возможно будет нагнетаться в дальнейшем. Отсюда следует, что мы останемся за бортом жизни страны.
На счет языка скажу так- дети пока пусть учат, посколько предусмотрено школьной программой, а потом мы сделаем так, что они переедуд в Россию получать квалифицированное образование. А нам здесь есть с кем общаться, мы как-нибудь переживем и выживем.
Если сами казахи ост....ли друг другу, то это их проблемы, а у нас свои цели и мы должны достичь их, а там видно будет.
Короче - ЖИВЕМ И НЕ ВОЛНУЕМСЯ !
avatar
2 yk • 11:58, 23.09.2010 [Материал]
Толку от того что дети учат казахский язык нет никакого. Как не знали, так и не знают.
Английский язык знают лучше ....
avatar
3 БИГ • 12:00, 23.09.2010 [Материал]
Да, это так ...
avatar