«Трёхязычие»: за гранью рационального. Число «русских» образовательных грантов сокращается
В.Купцов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трехязычие в зеркале государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием Буквально через день будут опубликованы списки тех счастливчиков, кому повезет, и они получат образовательные гранты. А для кого-то этот день станет одним из черных в жизни. Вот и мы решили посмотреть, а как в свете недавно принятой «Программы развития языков» выглядит государственный заказ на подготовку будущих языковедов. При обсуждении программы чиновники, государственные мужи утверждали, что при приоритетном развитии государственного языка ничего не угрожает русскому. Так ли это? Вот фрагмент государственного заказа по очной форме по программе бакалавриата
Каждый может видеть, насколько «заботливо» относятся чиновники к развитию русского языка и литературы. Всего 200 грантов. Из чего они исходят совершено непонятно? Причем по сравнению с предыдущим годом чсло грантов уменьшилось на 20 единиц, а в процентном отношении это сокращение аж на 10%. А что у нас изменилось за год на 10 процентов? Может уменьшилось количество говорящих на русском языке или количество русскоязычных школ. Кажется ничего. То есть налицо обыкновенный чиновничий волюнтаризм. Кому-то захотелось, вот и все. При распределении грантов уже несколько лет исходят из соотношения 60 к 40 - таково примерное соотношение выпускников казахскоязычных и русскоязычных школах. Почему оно здесь нарушено? Если бы оно соблюдалось, то количество грантов для подготовки учителей русского языка должно было бы быть 313. Почему недодано 113 грантов ? Потому что общественные организации защищающие права русских и русскоязычных граждан давно не высказывались по этому поводу? Как называть подобные действия, если не ущемлением прав? И после этого нам говорят, чтобы мы поддерживали государственную программу развития языков, что она никому не угрожает. Все как раз с точностью до наоборот. Ситуация с русским языком становися угрожающей, на юге республики его вообще начинают забывать. А соблююдение его норм становится проблематичным даже для работников министерств, куда аульные ребята, естественно, попадают очень редко. Русскоязычные газеты становятся сборниками самых удивительных и непостижимых ошибок. А когда одна часть населения перестает понимать другую, то с политической точки зрения ясно, что это расширяющаяся почва для межнациональных трений. Куда это ведет объясниять не стоит. Задумываются ли об этом в министерстве образования? И это при том, что все учителя русского языка бьют тревогу о том, что никто не хочет поступать на эту специальность. Кроме политического третирования русского языка национально озабоченными деятелями из всяких казахских общественных организаций националистического толка, что конечно же сказывается на имидже данной профессии, имеется ряд объективных трудностей ее постижения. Дело в том, что сдавать русскую литературу чрезвычайно сложно. Многие школы сейчас готовят только по тем дисицплинам, которые являются ходовыми: география, биология, математика, языки. А вот литература нужна, по мнению школьных учителей единицам, поэтому они ее для сдачи экзаменов и не учат. Просто проходят. Представителям соответствующих кафедр так и заявляют: извините, но мы работаем на большинство.
А вот с английским совершенно противоположная картина: от желающих нет отбоя. Молодых людей мечтающих устроиться в иностранную фирму, «свалить за границу», выйти замуж за иностранца (жениться) по прежнем у предостаточно. Многие абитуренты откровенно заявляют, что не собираются работать в школе. И государство поощряет такие тенденции высоким объемом государственного заказа. Еще меньше логики в госзаказе на специальность «Русский язык и литература в школах с не русским языком обучения». У нас с каждым годом увеличивется число казахскоязычных школ и на все это только 50 грантов? Во всяком случае на подготовку учителей казахского языка для школ с неказахским языком обучения должно быть выделено меньше грантов, ведь руссских школ меньше. А на самом деле выделено 90, больше чуть ли не в два раза. Короче при любом раскладе, получается что русский язык в проигрыше. Вывод напрашивается следующий : или в республике, судя по госзаказу, никто и не собиратеся обучать русскому языку детей из казахских школ или у чиновников что-то не в порядке с логикой?. А ведь это было бы более рациональное вложение средств, учитывая создание Таможенного союза и другие предстоящие интеграционные проекты. То что в Казахстане сменились языковые приоритеты ясно всем. Но так, чтобы подготовка иностранного языка была приоритетнее государственного языка и официально признаваемого в органах государственной власти - русского, да еще и вместе взятых - это что-то за гранью рационального. Так что трехязычие это с точки зрения министерства в первую голову - изучение английского, во вторую - казахского, а уж потом - русского. Хотя обыкновенный здравй смысл подсказывает, что заботиться нужно в первую очередь о сохранении и развитии языков этносов, носители которых проживают в стране. Подведем итоги. Приходится констатировать, что угроза русскому языку все же есть - она, в том числе, и в тенденционном отношении к нему чиновников МОН РК, выражающемся в постепенном уменьшении госзаказа на подготовку учителей русского языка. Отношении никак не связанном с реальными потребностями системы образования, потребностями русскоговорящих граждан, не говоря уже о том, что подобное отношение не соответствует и даже явно диссонирует с политическими заявлениями руководства страны. Источник: Русские в Казахстане |