Госязыку нужна помощь
– Немало прошло времени с обретения Казахстаном независимости. Страна достигла многих побед в политике и экономике, – сказал он. – Но в отношении языка государствообразующей нации до сих пор мы говорим с каким-то стеснением. Проявляется какое-то совершенно бездумное пренебрежение. Пора уяснить, что русский язык никто не ущемлял и не ущемляет, и он остается в статусе языка официального общения. Есть возможность развивать языки всем другим национальностям. В этом плане в государстве создана доброжелательная политика. А теперь пришло время дать приоритет именно казахскому языку, относиться к нему с почтением. Где это видано, что бы в Японии не знали японский, в Англии – английский?
Ученый привел пример, когда в России после социалистической революции люди вынуждены были обучаться грамоте. Сегодня же другие обстоятельства: мы в Казахстане, где глава государства культивирует дружбу и согласие, и это является также частью мировоззрения общества. Есть преподаватели, учебники, центры и школы обучения, СМИ. Поэтому Е. Григорьев подсказывает соотечественникам изменить психологические установки, советовать детям и направлять на изучение казахской грамоты.
– Не нужно забываться: придет время, и мы все заговорим, – резюмировал ученый сказанное.– Проблема изучения государственного языка в политике и практике – главный кардинальный вопрос внутреннего развития и внешнего государственного авторитета.
Мысль пользующегося большим уважением жителя Усть-Каменогорска продолжил секретарь Восточно-Казахстанского областного маслихата Василий Ахаев. Он рассказал о том, как устроил своего рода экзамен без пяти минут правоведам, дав им для изучения документы на казахском языке. Все двадцать человек не смогли отразить его содержимое в точности и полном объеме.
– Молодой человек обязан владеть казахским языком! – таково его заключение. В отношении собственных детей его советы пока не возымели действие. Но внуком Василий Ахаевич гордится: государственным языком он владеет. Дед так и сказал: “15 лет со дня выхода постановления “Об изучении государственного языка” для него не прошли даром”.
Многие молодые люди понимают необходимость изучения казахского языка. Но темпы роста овладения языком все же незначительны. Поэтому аудитория внимательно слушала тех, кто на определенном уровне освоил его. Один из них – Антон Азикенов, с детства желавший знать язык. Учеба в школе и других учебных заведениях не охладила пыл. Он продолжает посещать курсы казахского языка в здании “Нур Отана” до сих пор: два раза в неделю. С удовольствием ездит на республиканские состязания и побеждает в них. Старший инспектор противопожарной службы департамента по чрезвычайным ситуациям в изучении государственного языка видит две проблемы. Малое количество часов, отводящееся на изучение казахского в среднеспециальных учебных заведениях, выросшее с 2005 года всего на 5%, и отсутствие обучения на предприятиях и местах службы, что улучшило бы уровень знания и расширяло бы сферу его применения.
Многие вопросы изучения государственного языка нашли отражение в выступлении ответственного секретаря Министерства культуры Жанны Курмангалиевой. Сегодня нет стандартов уровней владения языком, есть большие упущения в части терминологии, не все однозначно в ономастике. По ее словам, они находят отражение в проекте программы функционирования и развития языков на 2011-2020 годы, который готовился представителями интеллигенции и учеными. А сейчас во время его обсуждения в различных городах Казахстана будет дополняться и изменяться. Однако при этом, она, как и другие, еще раз подчеркнула, что не все зависит от правительства. И для того, чтобы ситуация в отношении языка изменилась, надо начинать с себя, с родной семьи. Вот тогда человеческий фактор может сыграть на то, что “разговаривать на казахском языке стало модно”.
«Өскемен» Новости Усть-Каменогорска