Почему усиление националистических тенденций в Казахстане является почти неизбежным
Казахстан: доктрина против концепции
Почему усиление националистических тенденций в стране является почти неизбежным
Презентация проекта доктрины национального единства Казахстана, разработанной по поручению президента Н. А. Назарбаева, вызвала неожиданно резкую реакцию со стороны оппозиционных партий и общественных движений. Основной причиной их недовольства стал предложенный в доктрине вариант формирования по образцу США "гражданской казахстанской нации", членами которой в конечном итоге должны ощутить себя представители всех населяющих республику этносов и этнических групп.
По мнению противников доктрины, эта идея размывает этническую идентичность казахов и принижает их статус как государствообразующей нации, превращая в "один из многих населяющих республику этносов". Накал страстей, вызванный публикацией этого документа, свидетельствует, что вопреки широко распространенному мнению национальный вопрос в Казахстане не только не решен, но и по-прежнему является ключевым в политической повестке дня.
Главным поводом недовольства национал-патриотических движений стало положение казахского языка. По словам одного из лидеров Объединенной социал-демократической партии "Азат" Жармахана Туякбая, прежде чем создавать казахстанскую нацию, надо решить, на каком языке она будет говорить, поскольку для развития казахского языка за последние 19 лет вообще ничего не сделано. Еще дальше пошел лидер казахского национал-патриотического движения "Мемлекеттык тил" ("Государственный язык"), бывший лауреат премии Ленинского комсомола, писатель Мухтар Шаханов. В открытом письме на имя президента Назарбаева, под которым подписались 400 представителей казахской интеллигенции, он заявил, что если обсуждение доктрины не прекратится, будет объявлена массовая голодовка. Именно М. Шаханов выступил главным критиком идеи гражданской нации, считая ее безусловным вредом для формирования этнонациональной идентичности казахского этноса.
Следствием выступлений лидеров оппозиции стали распространившиеся среди казахской молодежи призывы выйти 16-17 декабря, в дни очередной годовщины независимости, на массовые акции протеста, что заставило власти мобилизовать все силовые структуры Алма-Аты.
В ходе несанкционированных митингов было задержано около 60 человек из числа студентов и работающей молодежи, которые, по свидетельству корреспондента "Deutsche Welle", попытались провести шествия по центральным улицам города под лозунгами "Проснись, казах!" и "Казахстан для казахов!". Финальным аккордом этих событий стало сообщение администрации президента о приостановке обсуждения проекта доктрины. Однако дискуссии по национальному вопросу это решение не прекратило. Более того, оно показало оппозиционным движениям, что они способны оказывать на власть влияние. В результате национал-патриотические организации приступили к разработке своих вариантов доктрины, призванных исправить все недостатки официальной версии.
18 января народное движение "Защита независимости" опубликовало на казахском языке документ под названием "Концепция национальной политики Республики Казахстан. Задачи до 2015 г.", сокращенный перевод которого разметила на своем сайте казахстанская интернет-газета "Zona.kz". От официального варианта доктрины этот документ отличается, прежде всего, сильно выраженным акцентом на интересы титульного этноса. В преамбуле концепции, в частности, подчеркивается, что "Республика Казахстан учреждена на исконной казахской земле", а ее "коренными жителями" и "абсолютным большинством являются казахи", вокруг которых и должны объединиться все проживающие в стране этнические группы. В разделе "Основные положения" за казахами предлагается юридически закрепить статус государствообразующей нации, а Республике Казахстан вернуть ее историческое название – Казахская республика, после чего внести необходимые изменения в конституцию, законы и международные документы. В качестве обоснования этих шагов авторы концепции, ссылаясь на международный опыт, предлагают рассматривать Казахскую Республику в качестве мононационального государства, поскольку численность государствообразующей нации превышает две трети ее населения.
Большое внимание в концепции уделено историческим обидам, нанесенным казахам Российской империей/СССР, которые в течение трех столетий проводили политику "лишения национальных основ в отношении казахского языка, религии и менталитета, культуры и традиций… с нарушением прав народов, прямым геноцидом и экологическими катастрофами". Последствия колониального положения казахов не преодолены и в независимом Казахстане, поскольку государственным языком на практике продолжает являться русский, а "по-настоящему национальные проблемы не решены". С точки зрения авторов концепции "евразийская идея" и теория "казахстанской нации", выдвигаемые официальными властями, являются опасными для казахов и этнических диаспор, поскольку реально в Казахстане существует "только одна… государствообразующая казахская нация и другие этнические группы". Исходя из этого тезиса, "следует придать приоритет ценностям казахского народа перед ценностями других национальностей", что является "общемировым принципом" и не нарушает "индивидуальные права граждан из других этнических групп".
Все этнические группы, не принадлежащие к титульному этносу, рассматриваются в качестве "части государственной и единой гражданской общности", а их права гарантируются государством и являющейся его основой казахской нацией. Главной целью национальной политики в отношении "живущих на казахской земле русских, украинцев, узбеков, кыргызов, туркменов, немцев, азербайджанцев, уйгуров, татар, таджиков, каракалпаков, чеченцев и других этнических групп" провозглашается сохранение межэтнического и межконфессионального согласия. Единство этой гражданской общности предполагается укреплять с помощью внедрения государственного языка, который авторы концепции, "наряду с другими тюркскими государствами", предлагают перевести с кириллического на латинский алфавит.
Комплекс мер в сфере развития казахского языка предполагает отказ от политики триединства, в рамках которой приоритетными для Казахстана являются казахский, русский и английский языки. По мнению авторов концепции, эта политика фактически является прикрытием той доминирующей роли, которую играет в обществе русский язык. Владение казахским языком планируется сделать основным критерием при получении казахстанского гражданства. В электронных средствах массовой информации предлагается расширить обязательный лимит вещания на государственном языке, а также ограничить вещание иностранных, прежде всего российских телеканалов, "чтобы избежать влияния общественного мнения иностранных государств, пропаганды чужих ценностей".
С этой же целью авторы концепции требуют приостановить государственное финансирование печатных изданий "АиФ-Казахстан" и "Комсомольская правда-Казахстан", "распространяющих идеологию Российского государства".
Кроме того, с 2011 г. планируется воссоздать национальный центр по дубляжу фильмов и мультфильмов на казахском языке в составе компании "Казахфильм", а также обеспечить прокат фильмов только на казахском языке. Вместо русской литературы в школах и вузах предлагается ввести мировую литературу.
В политико-правовой сфере авторы концепции предлагают осуществлять своеобразный вариант "исторической политики", включающий такие пункты, как "избавление от последствий колониализма, духовного невежества", разработка и принятие программ по "увековечиванию имен личностей, боровшихся за установление государственности и национальную независимость", а также "изменение географических названий и памятников, не имеющих отношения к казахской истории и установленных по политико-идеологическим соображениям".
В области внешней политики главным положением концепции является отказ от тесного союза с Россией. В ней присутствуют требования "общенародного одобрения" членства Казахстана в "региональных военных блоках", из которых республика на сегодняшний день участвует только в патронируемом Россией ОДКБ, пересмотра невыгодных интеграционных соглашений (Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана), а также введение запрета на присутствие иностранных военных полигонов, наносящих экологический ущерб (Байконур). Столь резкое изменение внешнеполитического курса Казахстана должно компенсироваться политико-экономическим и культурным сближением с соседними государствами Центральной Азии, другими тюркскими и мусульманскими странами, а также структурами Евросоюза.
Примечательно, что большинство из предложенных в концепции мероприятий в области культурной и языковой политики уже осуществляются в Казахстане, и недовольство национал-патриотических организаций вызывают скорее интенсивность и глубина этих преобразований. Так, несмотря на конституционную норму о равном использовании русского и казахского языков во всех сферах общественной жизни, делопроизводство в республике ускоренными темпами переводится на казахский. Для электронных средств массовой информации законом о языках 1997 г. установлен лимит, в соответствии с которым объем вещания на государственном (казахском) языке не должен быть меньше времени вещания на других языках.
Преподавание в большинстве средних школ республики уже переведено с русского на казахский язык, на котором в настоящее время получают образование более 80% казахских детей.
Особый размах приобрела в Казахстане политика переименований. В течение 1991-2005 гг. в республике были переименованы три области, 12 городов, 53 района областей, 7 районов города, 43 железнодорожных станций и разъездов, 957 малых населенных пунктов, а также порядка 890 учреждений образования, культуры, здравоохранения и спорта. По словам начальника отдела ономастики и терминологии комитета по языкам Министерства информации, культуры и спорта РК Ерлана Кузекбая, к 2005 г. переименование географических объектив было завершено на 55-60 процентов, причем основные недоработки касались северных и северо-восточных, преимущественно славянских областей. По его словам: "За 14 лет большая работа в этом направлении проведена в южных регионах Казахстана, однако лишь на 30 процентов она проведена в северных областях и в Восточно-Казахстанской области".
В Северном Казахстане славянскими именами в прошлом назывались новые города, построенные и заселенные русскими и другими европейскими этносами. Многие из них имеют более чем трех-четырех вековую историю. Так, Уральск был основан русскими в 1584 г., Гурьев, ставший после обретения Казахстаном независимости Атырау – в 1640 г., Семипалатинск – в 1718 г., Павлодар – в 1720 г., Петропавловск – в 1752 г. Современная столица Казахстана Астана была основана как казачий форпост Акмолинск в 1830 г. Вплоть до распада СССР европейским являлось и большинство населения городов, что обусловило преимущественно славянский характер их топонимики.
В Алма-Ате до 1980 г. казахи составляли всего 1/10 населения, а более 80% наименований улиц и городских объектов были русскими. К 2008 г. картина изменилась на прямо противоположную – 80% всех наименований стали казахскими.
Последнее крупно переименование в Казахстане состоялось в 2007 г., когда Семипалатинск был переименован в Семей. Тем не менее, постоянные выступления казахской интеллигенции, упрекающей руководство республики в нежелании сменить оставшиеся русские топонимы на казахские, свидетельствуют, что политика переименований по-прежнему является одним из главных пунктов в повестке борьбы с "наследием колониализма". По словам председателя партии национального объединения "Казак елi" Е. Абылкасымова современной молодежи "не нужно постоянное напоминание о страданиях казахского народа в прошлом, о том, что мы чуть ли не три века находились под пятой другого, более могущественного народа". В связи с этим необходимо переименовать "доставшиеся в наследство от прошлого" города Петропавловск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Кызылорду, а также такие "ничего не значащие названия, как Новорыбинка, Елизаветинка, Сосновка, Петерфельд и др.".
Схожие варианты программных документов в сфере национальной политики выдвигаются и другими оппозиционными партиями и движениями Казахстана. Так, в сентябре 2009 г. "Концепцию новой национальной политики Республики Казахстан на 2010-2020 гг." представила демократическая партия "Ак Жол" ("Светлый путь"). Главный акцент в этом документе, разработанном группой членов партии под руководством доктора философских наук, секретаря центрального совета А. Айталы, делается на развитии титульного этноса. Обосновывая необходимость новой национальной политики, авторы концепции предлагают исходить из того, что в советский период Казахстан, будучи союзной республикой, обладал "многими признаками классической колонии", и это наследие необходимо преодолеть.
В отличие от доктрины национального единства понятие гражданской казахстанской нации в концепции новой национальной политики отсутствует. Вместо него используется термин "государствообразующая казахская нация", которая вместе с другими этническими группами составляет "единую казахстанскую гражданскую общность". Стержнем национальной политики предлагается сделать программу модернизации казахской нации, направленную "на экономическое, социальное, демографическое и культурное развитие и этническую целостность казахов всего мира". Особое внимание авторы концепции уделяют "решению социальных проблем казахского народа, подвергавшегося в прошлом дискриминации". В частности, казахский язык и культурные ценности планируется сделать приоритетными, поскольку "язык и культура диаспор всесторонне развиваются на их исторической родине".
Конкретные меры по модернизации казахской нации включают ликвидацию диспропорций этнического представительства в сфере производства и управления, для чего предполагается совершенствовать систему образования, кадровую и социальную политику. В частности, авторы концепции предлагают создать эффективную систему "социальных лестниц" для органов государственной власти и экономики, "осуществлять подготовку квалифицированных рабочих, инженеров и менеджеров из числа коренного населения для замены иностранных специалистов", а также ликвидировать дискриминацию казахстанцев в иностранных компаниях. Очевидно, что большинство этих мер направлено на социально-экономическое развитие титульного этноса, составляющего большинство государственных служащих, но при этом недостаточно представленного в технологически сложных отраслях экономики.
Интересы других этносов отражает лишь пункт о необходимости справедливого участия в системе государственного управления, но перспективы его осуществления в условиях доминирования в Казахстане кланово-родственных связей вызывают сомнения.
В целом же эффект от презентации доктрины национального единства оказался явно не тем, на какой рассчитывали правящие элиты. Вместо общественного консенсуса по поводу формирования казахстанской гражданской нации среди казахской интеллигенции, экспертно-аналитических кругов и молодежи явно обозначился тренд в сторону усиления националистических настроений. Опасность этого тренда связана с перспективой смены главы государства, которая в обозримой перспективе предстоит Казахстану. В случае, если новый президент будет придерживаться высказывавшихся в ходе обсуждения доктрины национал-патриотических взглядов, модель межэтнических отношений в республике ждут неизбежные изменения. Но даже если новый глава государства будет проводить ту же политику, что и действующий президент, он будет испытывать все возрастающее давление со стороны национал-патриотических кругов, считающих осуществляемые в настоящее время властями мероприятия по развитию казахского этноса, языка и культуры недостаточными. Как следствие, усиление националистических тенденций во внутренней, а, возможно, и внешней политике Казахстана является почти неизбежным.
Специально для Столетия
Александр Шустов
04.02.2010 |
Источник - Столетие.Ру |