13:32

Трагедия в Хакасии – звонок для Казахстана

Авария на крупнейшей российской ГЭС стала сигналом для Казахстана. Насколько безопасны подобные гидростанции в нашей республике? К сожалению, о надежности каскадов ГЭС в Восточном Казахстане можно говорить лишь с огромной натяжкой.
Авария на крупнейшей российской ГЭС стала сигналом для Казахстана. Насколько безопасны подобные гидростанции в нашей республике? К сожалению, о надежности каскадов ГЭС в Восточном Казахстане можно говорить лишь с огромной натяжкой.
 
Промедлим – катаклизмы неминуемы
17 августа 2009 года навсегда вошло в историю российской гидроэнергетики как черный понедельник. При невыясненных пока обстоятельствах главное здание Саяно-Шушенской ГЭС оказалось разрушено, турбины раскромсаны, машинный зал затоплен. Погибли десятки людей! По предварительным подсчетам, ущерб превысил 40 миллиардов рублей. На годы выведен из строя крупнейший генератор энергии мощностью 6,4 тыс. мегаватт.
Судя по тому, как в Хакасию экстренно вылетели специалисты завода-изготовителя оборудования, станцию нокаутировал вовсе не норов реки и не гидроудар, вызванный якобы полноводностью Енисея. По мнению эксперта по гидросооружениям Анатолия Епифанова (приведенному в “Комсомольской правде”), причиной разрушения турбины стала усталость металла. “Одна из лопаток турбины вылетела, вспорола крышку агрегата, и ринулся поток воды”, – предположил инженер. По другой версии (высказанной “Российской газетой”), станция была “перегрета”. Если в советское время из десяти ее турбин половина всегда была выведена на плановый ремонт или профилактику, то в последние годы оборудование эксплуатировалось на пределе. Суточная выработка достигла максимального пика – 105 млн. кВт-ч. “Мощности не выдержали”, – резюмирует “РГ”.
Разумеется, официальные выводы за госкомиссией, но уже ясно, что трагедия в Хакасии – это первый звонок. Большинство гидростанций на постсоветском пространстве – старые, многим по 30–40, а то и 50 лет. Другими словами, бывшая гордость советской державы – гидро энергетика – требует повышенного технического внимания. Обновления, реконструкции, серьезных инвестиций… Без этого, говорят специалисты, полоса катаклизмов неминуема.
 
Сразу вспомнилась авария в Усть-Каменогорске 55 лет назад
В истории гидроэнергетики Восточный Казахстан занимает особое место. Достаточно сказать, что самая первая ГЭС Российской империи (!) была построена в 1892 году в Зыряновске на речке Березовке, а самая первая гидростанция по ленинскому плану ГОЭЛРО – в Риддере на Хариузовке. Сейчас в ВКО действуют два каскада ГЭС общей мощностью почти 2 тысячи мегаватт. Самой “молодой” станции – Шульбинской – уже больше 20 лет. За многие десятки лет накопилась целая энциклопедия нештатных ситуаций. Одна из них стала… мистическим предвестником сегодняшней трагедии на Енисее.
Это случилось 55 лет назад на Усть-Каменогорской ГЭС. В машинном зале электрики ремонтировали генератор. Ниже зала метров на двадцать находилась щитовая – помещение, по которому к шлюзу шла труба диаметром три метра, там слесари вели наладку затворов. Вдруг кто-то закричал: “Вода!”. Через монтажный люк снизу из щитовой в машинный зал хлынул поток. Он шел горой! Вода поднялась на двадцать метров за полторы минуты. Еще через тридцать секунд “цунами” выдавило в зале дверные и оконные рамы и забило водопадом на улицу. Безумие прекратилось, только когда опустела шлюзовая камера. Погибли шесть человек. От более многочисленных жертв станцию спасло только время обеда, весь основной техперсонал был в столовой.
Причиной ЧП стала ненадежность затвора на трубе из шлюзовой камеры. Чугунный щит не выдержал колоссального давления, и шлюз высотой 40 метров (!) вылился в здание станции. Ущерб был огромный. ГЭС остановилась, нижние помещения были затоплены и разрушены, вышли из строя все четыре турбины… Мемориал погибшим 55 лет назад энергетикам стоит в Усть-Каменогорске на кладбище гэсовского поселка Аблакетка.
 
Нет никакой гарантии
А насколько энергообъекты Восточного Казахстана безопасны сегодня? Вот далеко не полная статистика ЧС. 1999 год – разрушение части плотины Малоульбинского водохранилища Лениногорского каскада ГЭС, 2005 год – взрыв на Согринской ТЭЦ, 2006-й – ЧП на Усть-Каменогорской ТЭЦ, 2007-й – авария на Семипалатинской ТЭЦ с человеческими жертвами – трое погибли, один травмирован. Последняя скандальная авария произошла в прошлом году на Шульбинской ГЭС. По вине сотрудников станции были затоплены кабельные технологические галереи шлюза. Под 20-сантиметровым слоем воды и ила оказались силовые и управляющие кабели крупнейшей станции Иртышского каскада. От системного сбоя региональную энергосистему спасли только героические усилия специалистов шлюза.
Еще два года назад руководство области публично констатировало: техническое состояние энергетической отрасли ВКО – тревожное. Износ основных средств на тех же ГЭС составил 50–70 процентов: собственники выкачивают прибыль, “забывая” про инвестиции в обновление. И самое страшное – фактически отсутствует ведомственный надзор за безопасностью сооружений! Мы официально запросили у областного госкомитета по энергонадзору информационные листы по декларации безопасности Лениногорского каскада ГЭС, а также Усть-Каменогорской и Шульбинской гидростанций. Чиновник (как нам показалось, единственный представитель данной службы на всю область) запрос принял. Но… документов мы так и не получили.
 
Ситуация очень тревожная
На сегодня в Восточном Казахстане 83 дамбы и плотины. Многие из них реально опасны. Больше года мы обращались к теме старой деревянной плотины в районе Риддера, которая удерживает 60 миллионов кубов Малоульбинского водохранилища. Плотине более 70 лет, деревянный экран и каменная насыпь – в аварийном состоянии. В случае их разрушения на Усть-Каменогорск с высоты 1500 метров обрушится страшное “цунами”.
Как не было должных мер по реконструкции сооружения, так и до сих пор нет…
Год назад госкомиссия, расследовавшая ЧП с затоплением кабельных галерей на Шульбинской ГЭС, рекомендовала владельцам станции поднять кабели выше воды – отвести беду. На станции рекомендации выслушали и… оставили все по-прежнему…
На пределе возможности, по мнению некоторых экспертов, работает Бухтарминская ГЭС, хотя она является регулятором для Иртышского каскада. Случись что с ней – не поздоровится Усть-Каменогорской и Шульбинской станциям.
Выходит, частные инвесторы научились только выкачивать прибыль? А кто же должен инвестировать в обновление?
Не пора ли вмешаться государству?
Сейчас гидроэнергетика Восточного Казахстана столкнулась с проблемой обмеления главной реки Казахстана – Иртыша. Отъем стока Черного Иртыша Китаем и цикл маловодных лет привели к срабатыванию Бухтарминского водохранилища. Уровень воды достиг критической отметки – 396 м. При уровне 395 м, как предупреждают специалисты, может начаться разрушение водоносных туннелей и турбин. Последствия – катастрофические.
 
Водопользователи в один голос говорят о необходимости рационального использования водных ресурсов. Но приемлемых правил пока никто не предложил. Вода нужна энергетикам, речникам, сельскохозяйственникам… И добровольно урезать свои аппетиты никто не собирается. Не пора ли вмешаться государству? Пока “гром не грянул”, как на Саяно-Шушенской ГЭС.
 

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Виктор ВОЛОГОДСКИЙ

Источник: Газета "Караван"

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar