Восточный Казахстан наводнили фальшивые деньги
Более 2 700 тысяч фальшивых тенге изъято из обращения в Восточно-Казахстанской области за 2008-2009 годы. Прокуратура ВКО бьет тревогу: подделки все уверенней чувствуют себя на рынке области!
Надежда МИХЕЕВА
Усть-Каменогорск
Тенденция, однако. Рост незаконного оборота фальшивых денег за последние два года подтверждает и правовая статистика. Если в 2006 году зарегистрировано 75 подобных преступлений, по которым возбуждены уголовные дела, то в 2009 году – 103.
Основная масса фальшивок «всплывает» в банках, магазинах и рынках городов Усть-Каменогорска, Семея, Риддера, Зыряновского, Шемонаихинского и Аягозского районов. В 2008-2009 годах преступная география расширилась уже за счет Курчумского, Кокпектинского, Урджарского, Тарбагатайского и Глубоковского районов. За это время из оборота было изъято фальшивых денег только в национальной валюте номиналом свыше 2,7 миллиона тенге. Практически все купюры, как тенге, так иностранная валюта, изготовлены, по заключению экспертов, репрографическим методом – при помощи цветных принтеров лазерного или струйного типа. Чаще всего номиналом по 10000 тенге, 5000, 2000 и 1000. Их выявляют преимущественно там, где кассиры, операторы и продавцы оснащены специальными приборами.
Вопрос о состоянии и мерах по усилению борьбы с фальшивомонетничеством за 2008-2009 гг. был рассмотрен на недавнем заседании Координационного совета правоохранительных органов, которое состоялось в Усть-Каменогорске. Отмечено, что подавляющая часть заявлений и сообщений о фактах сбыта поддельных денег поступает в органы полиции. И практически 86% уголовных дел возбуждаются и расследуются ОВД, что связано также с их передачей по подследственности из финпола. Но, зачастую это приводит к неоправданной волоките.
Вот характерный пример. В мае 2008 года в финпол Семипалатинского региона поступило заявление из городского филиала АО «Альянс Банк» об обнаружении фальшивой купюры в 2000 тенге. Ею при оплате кредита рассчитался житель Урджарского района. Материал сначала отправили в МОФП по Урджарскому району, затем снова в Семей. В итоге уголовное дело было возбуждено лишь спустя 5 месяцев, в октябре.
Специфика этих дел затрудняет установление личности фальшивомонетчика. К тому же факты использования подделок выявляются, в большинстве своем, со значительным запозданием, на стадии их свободного обращения. В итоге функция правоохранительных органов зачастую сводится просто к изъятию фальшивок из оборота. Уголовные дела не находят своего логического завершения и в подавляющем большинстве случаев приостанавливаются. В результате изготовители и сбытчики поддельных денег остаются безнаказанными и продолжают свои делишки.
Работу правоохранительных органов по оперативному выявлению преступлений данной категории прокурор ВКО Кабдолла Тулегенов назвал слабой, отметив низкое качество расследования, а также отсутствие взаимодействия между следственными и оперативными подразделениями и межведомственной координации действий. Руководством ДВД ВКО и ДБЭКП по ВКО замечания признаны объективными и обоснованными.
– Преступления, связанные с изготовлением и сбытом поддельных денег или ценных бумаг подрывают нормальное функционирование денежно-кредитной системы и наносят серьезный ущерб экономике государства и развитию рыночных отношений, – подчеркнул К. Тулегенов.
По итогам заседания членами Координационного совета принято решение о разработке совместного плана ДВД, ДБЭКП, ДКНБ, областной прокуратуры и ВЧ пограничной службы по противодействию распространению фальшивых дензнаков. Особую актуальность это приобретает в связи с созданием Таможенного союза и единого пограничного пространства с РФ и Беларусью.
Источник: газета "Око" Новости ВКО