Рейдерские усилия «Казкоммерцбанка» не помешают стабильной работе «АЗИЯ АВТО»
Как стало известно 5 октября 2011 г., АО "Казкоммерцбанк" сообщил о намерении приступить к принудительному взысканию с АО «АЗИЯ АВТО» долга по облигациям в размере 522 250 тыс. тенге и расходов по уплате государственной пошлины в размере 15 667,5 тыс. тенге на основании решения Специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области от 20.09.2010 г. АО «АЗИЯ АВТО» официально заявляет, что исполнение названного судебного решения ведется предприятием в штатном режиме, равно как и обслуживание других обязательств перед казахстанскими и зарубежными партнерами. Однако во избежание спекуляций на тему отношений между банком и заводом, АО «АЗИЯ АВТО» считает необходимым внести ясность в этом вопросе.
Как и сотни других предприятий реального сектора, в 2009-2010 гг. завод испытывал затруднения, в том числе в обслуживании долговой нагрузки по банковским кредитам и облигационным займам. Причины известны и объективны – многократный обвал автомобильного рынка, который подорвал положение всех его участников.
Принимая во внимание резкое падение рыночного спроса, все держатели облигаций АО «АЗИЯ АВТО» пошли навстречу и приняли более мягкий график погашения обязательств. Все, кроме единственного – АО «Казкоммерцбанк». Банк не только проигнорировал предложения о реструктуризации, но и потребовал одномоментного погашения всех обязательств! Следует подчеркнуть, что предлагаемые заводом варианты реструктуризации не подразумевали ни дисконтов, ни списания долга. Хотя такая практика была широко распространена в период кризиса как в Казахстане, так и за рубежом. АО «АЗИЯ АВТО» последовательно придерживается политики полного исполнения обязательств, поэтому рассматривалась исключительно возможность изменения сроков погашения.
Демонстративно игнорируя инициативы завода к выработке взаимоприемлемого решения (оставляя письма АО «АЗИЯ АВТО» без ответа), банк выбрал путь судебного разбирательства. Тем не менее, апелляционная инстанция (специализированный межрайонный экономический суд Восточно-Казахстанской области) заняла взвешенную объективную позицию, предоставив заводу отсрочку исполнения обязательств сроком на один год.
В рамках этого судебного решения и договоренностей с держателями облигаций с начала 2011 г. на погашение обязательств заводом направлены средства в сумме 0,82 млрд. тенге. До конца года по облигационным займам дополнительно будет выплачено 1,04 млрд. тенге.
Эти цифры значительно превосходят объем долга, взыскиваемый «Казкоммерцбанком» в судебном порядке, выплаты по которому, к слову говоря, уже начаты. Более того, сумма долга, предписанная к выплате, эквивалентна не более чем 10-тидневной выручке АО «АЗИЯ АВТО», а текущие финансовые показатели завода позволяют полностью погасить задолженность в ближайшее время. Так, доходы компании за 9 мес. 2011 г. выросли в 2,1 раза по отношению тому же периоду минувшего года и достигли 10,82 млрд. тенге. Прибыль до налогообложения составила 1,48 млрд. тенге. Компания не имеет задолженности по заработной плате сотрудникам, в полном объеме и своевременно осуществляет платежи в бюджет. Убедиться в финансовом здоровье завода может любой желающий - детализированная аудированная отчетность АО «АЗИЯ АВТО» общедоступна на веб-сайте Казахстанской фондовой биржи.
В текущем году финансовый стресс заводом был преодолен, а исполнение обязательств ведется в соответствии с графиками, одобренными кредиторами. Примечательно, что среди них компании, непосредственно аффилированные с «Казкоммерцбанком»: ОАО "СК Казкоммерц-Полис», АО «Казкоммерц Секьюритиз», НПФ «Грантум» и другие держатели облигаций завода, представляющие казахстанские финансовые группы (АО «БТА Страхование», АО «ДСК Халык Казахинстрах», АО «СК Лондон-Алматы»). Стоит подчеркнуть, что переговоры о реструктуризации обязательств с названными держателями бумаг «АЗИЯ АВТО» носили конструктивный, плодотворный характер и, в отличие от взаимодействия с ККБ, не сопровождались намерениями обращаться в судебные органы.
Столь же стабильно обслуживается долговая нагрузка АО «АЗИЯ АВТО» в зарубежных финансовых институтах. К их ресурсам завод вынужден был обратиться, поскольку «Казкоммерцбанк» прилагал усилия по блокированию возможности компании привлечь финансирование внутри Казахстана. Не без досады приходится констатировать, что займы зарубежных кредиторов оказались значительно доступнее предложений казахстанских банков. В настоящее время оборотное финансирование деятельности завода целиком осуществляется на средства, привлекаемые из-за рубежа.
За два года тяжб, инициируемых «Казкоммерцбанком», его действия приобрели не только агрессивные, но и откровенно абсурдные формы. Так, сегодня завод вынужден осуществлять добровольное погашение основного долга в пользу банка не напрямую, а с участием судебных органов. Получение средств общепринятым способом банк попросту саботирует, предъявляя пеню из расчета 180% годовых (!).
Иными словами, создается обоснованное впечатление, что банк преследует совершенно иные цели, нежели погашение долга. Будучи одним из ключевых получателей многомиллиардной помощи государства в период кризиса, банк не только не повысил лояльности к казахстанским заемщикам, но приобрел скандальную известность в качестве кредитора, опасного для отечественного бизнеса. Достаточно вспомнить недавние действия «Казкоммерцбанка» в отношении группы компаний Resmi, квалифицированные Генеральной прокуратурой РК как рейдерские.
В этом контексте «особое отношение» банка к акционерному обществу «АЗИЯ АВТО» становится вполне объяснимым. Рыночная стоимость АО «АЗИЯ АВТО» по оценкам независимых международных аудиторов даже по состоянию на начало кризисного 2010 года составила 120 млн. долл. США. В 2010-2011 гг. объем производства увеличился почти в 3 раза, адекватно увеличивая показатели прибыли. Компания является одним из системообразующих предприятий Восточно-Казахстанского региона, пользуется поддержкой государства в рамках ключевых госпрограмм, успешно развивает партнерские отношения с ведущими мировыми автоконцернами.
Мотивы кредитора довольно очевидны. Более того, банк не скрывает своего желания «захватить» активы завода с целью последующей продажи. В распоряжении «АЗИЯ АВТО» оказалось письмо в Правительство РК, в котором представители «Казкоммерцбанка» прямо сообщают о проведении переговоров касательно продажи пакета акций завода иностранной компании.
Наконец последним фактом атаки банка в отношении «АЗИЯ АВТО» стали попытки отмены решения о предоставлении отсрочки выплаты долга, предпринятые с участием Алматинского городского суда и городской прокуратуры в августе текущего года.
Эти события вынудили завод 22 сентября 2011 г. обратиться в Генеральную прокуратуру РК с просьбой провести проверку деятельности АО «Казкоммерцбанк» по целому ряду фактов, содержащих прямые признаки рейдерства, и принять меры прокурорского реагирования, вплоть до инициирования в отношении ответственных руководителей Банка уголовного расследования.
В заключение считаем необходимым заверить партнеров и клиентов завода в том, что АО «АЗИЯ АВТО» обладает достаточными финансовыми ресурсами для своевременного исполнения собственных обязательств, а также необходимыми управленческими возможностями и опытом для успешного противостояния попыткам парализовать деятельность предприятия.