11:33

"Азия Авто" - Урок оптимиста

Финансовые трудности привели компанию «Азия Авто» к дефолту по облигациям.  Теперь она пытается привлечь государство в число акционеров, а аналитики предупреждают  о возможных трудностях с привлечением заимствований в будущем.

Урок для оптимиста

Кирилл Мартин, автор «Эксперт Казахстан»

Финансовые трудности привели компанию «Азия Авто» к дефолту по облигациям.  Теперь она пытается привлечь государство в число акционеров, а аналитики предупреждают  о возможных трудностях с привлечением заимствований в будущем.

Единственный казахстанский автопроизводитель легковых машин, АО «Азия Авто», допустил дефолт: пятого января компания не смогла полностью расплатиться по облигационному выпуску и купонам. Основной держатель — Казкоммерцбанк (ККБ) — подал в суд, добиваясь выплаты просроченной суммы в размере 537,9 млн тенге, что примерно в 130 раз больше объема продаж компании за девять месяцев 2009 года. Казахстанская фондовая биржа (KASE) ввела запрет на операции репо с простыми акциями и облигациями «Азия Авто», а суд наложил арест на часть имущества автопроизводителя.

Кредиторы полагают, что «Азия Авто» недостаточно осторожно планировала политику заимствований. В самой компании ссылаются на неблагоприятную рыночную конъюнктуру и недопонимание, проявленное банкирами. Аналитики считают, что власти не дадут заводу умереть, но изменить стратегию поведения на рынке компании все же придется.

Не договорились

Руководство «Азии Авто» всегда отличалось высокими амбициями. Открыв в декабре 2002 года в Усть-Каменогорскеавтосборочное предприятие мощностью 45 тыс. авто в год, оно занялось выпуском машин Lada из машинокомплектов, поставляемых российским АвтоВАЗом. В 2005 году было подписано соглашение с чешской Skoda Auto a.s., затем — с южнокорейским подразделением General Motors. С 2006 года компания начала привлекать средства с помощью облигаций, а в 2008−м объявила о планах по продаже АвтоВАЗу блокпакета акций (25%) и о возможном увеличении объемов производства до 120 тыс. автомашин в год. Отметим, что всего за первые восемь лет работы с конвейеров «Азии Авто» сошло 21 347 автомобилей на сумму 230 млн долларов.

Но реализации этих планов помешал кризис. Продажи начали падать, «Азии Авто» пришлось фиксировать убытки — за 2008−й их общий объем составил 673 млн тенге, а в 2009−м — 783 млн тенге. «Убытки существенно затруднили обслуживание долгов. В условиях ограниченности фондирования банки резко снизили объем финансирования», — отмечается в документах компании. На конец третьего квартала прошлого года кредиторская задолженность компании составила 5,1 млн тенге при дебиторке в 2,5 млн.

5 января 2010 года компания «Азия Авто» допустила дефолт по выплате основного долга и вознаграждения по облигациям первого выпуска в пределах первой облигационной программы. В 2007 году автозавод выпустил на трехлетний срок миллион облигаций стоимостью одна тысяча тенге каждая. По данным самой компании, долг был выплачен только трем держателям в сумме 45,958 млн тенге. Остальная задолженность в размере 998,542 млн тенге (по данным президента «Азии Авто» Ержана Мандиева, — компаниям, связанным с АО «Казкоммерцбанк») погашена не была.

Урегулировать спор в досудебном порядке не удалось, и ККБ подал иск в суд о взыскании просроченной суммы задолженности в размере 537,917 млн тенге, включая оплаченную при подаче иска госпошлину. «Условия, выдвинутые компанией «Азия Авто», неприемлемы для нас, предложение с нашей стороны также не было принято компанией», — пояснили в пресс-службеКазкоммерцбанка. В ККБ считают, что «в условиях кризиса и общего снижения платежеспособности компания должна была настроить свою операционную деятельность и движение денежных потоков с учетом всех долговых обязательств».

«Фактически получается, что компания может выплатить долг, только продав свое имущество. Поэтому банк по решению суда, чтобы гарантировать возврат долга, идет на арест и опись имущества компании, — сообщили в ККБ. — Это так называемые обеспечительные меры, которые направлены на предварительное обеспечение исполнения решения суда в случае решения тяжбы в пользу банка. После этого активы завода будут выставлены на торги».

В ответ г-н Мандиев заявляет, что банк-кредитор не проявил должного понимания сложившейся на рынке ситуации: «Главный риск гипотетического усугубления финансового положения предприятия мы видим лишь в одном — в недостатке выдержки со стороны кредитора». И гарантирует исполнение всех обязательств компании, если банк «не будет создавать намеренных препятствий деятельности предприятия». Он считает, что «необходимости в реализации активов нет — мы действующее предприятие, генерирующее выручку. И о решении суда говорить преждевременно».

Опора на Родину

Оптимизм г-на Мандиева связан с надеждами на господдержку и изменение ситуации на рынке. По его словам, компания рассчитывает на докапитализацию со стороны ФНБ «Самрук-Казына» и фонд уже принял решение об оценке рыночной стоимости компании. Теперь в «Азии Авто» ждут финального инвестиционного предложения. «Шансы на позитивный исход переговоров высоки, разумеется, при условии, если третьи силы не будут препятствовать принятию положительного решения», — заявил глава «Азии Авто». В представленном руководству биржи плане по устранению дефолта компания указывает, что уже зарегистрировало допэмиссию в объеме 25% +1 акция и рассчитывает привлечь от стратегического партнера от 30 до 50 млн долларов. Вряд ли они достанутся АвтоВАЗу — по итогам девяти месяцев прошлого года Skoda уже оттеснила АвтоВАЗ на второе место в объеме поставок машинокомплектов и запчастей в Усть-Каменогорск.

«Азия Авто» снова полна амбициозных планов. Она сообщила KASE, что намерена собрать в 2010 году 8,1 тыс. машин, в том числе 2,2 тыс. моделей Kia Motors, с которой усть-каменогорское АО договорилось о сотрудничестве. Правда, эти намерения тоже могут быть скорректированы: ранее «Азия Авто» сообщала о начале партнерства с производителем УАЗов «Соллерс»и даже включила в свои планы 300 машин УАЗ, но в начале февраля представители «Соллерса» сообщили газете «Ведомости», что не планируют открывать производство в Казахстане.

А вот на рост госзаказа завод, очевидно, рассчитывать может — отечественным компаниям при госзакупках должен отдаваться приоритет. В прошлом году из 1864 проданных машин 624 было закуплено госучреждениями, в этом году «Азия Авто» рассчитывает продать им не менее двух тысяч автомобилей. Есть планы по запуску льготного потребкредитования. Не стоит забывать и про Таможенный союз, в рамках которого пошлина на импорт машин возрастом до пяти лет выросла до 30—35%, а ввоз пятилетних и старше стал попросту нерентабельным, а вот «Азия Авто» получила льготы на ввоз комплектующих.

Эмитент на диете

Почему же аргументы завода не убеждают банкиров? Директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов полагает, что они «авансом засчитывают новые возможности предприятия, которые открываются со вступлением в Таможенный союз, и именно поэтому не проявляют компромиссов в обсуждении схем реструктуризации долга».

Аналитик уверен, что вероятность банкротства компании «ничтожна» — ведь в нем не заинтересован ни сам банк, ни государство. «Этот проект находится под пристальным наблюдением правительства, служит одним из символов возможностей республики в рамках Таможенного союза и, разумеется, не останется без поддержки государства в критическом положении», — считает г-н Алферов. Отметим, что оснований для банкротства действительно не видно: стоимость активов «Азии Авто» оценивается в 8,2 млрд тенге, а собственный капитал — в 1,8 млрд тенге. Эксперт рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан» Адиль Мамажанов в целом солидарен с г-ном Алферовым, но указывает, что технический дефолт даром для компании не пройдет: «В последующем инвесторы либо будут избегать новых выпусков ценных бумаг компании, либо накладывать жесткие ограничения на эмитента в виде различных ковенант, требований по ставке или других условий».

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar