О запрете и ограничении экспорта маслосемян
Продовольственная безопасность
Вышеперечисленные запрет и планируемое ограничение экспорта обосновывается тем, что государство таким образом проявляет заботу о продовольственной безопасности в стране. Якобы из-за того, что по причине неурожая выросли цены и появился риск нехватки сырья для производителей растительного масла.
Нехватки по двум причинам: из-за того, что производство в целом снизилось, а также из-за того, что из-за неурожая в России вырос спрос в этой стране и теперь покупатели из России заинтересованы покупать в Казахстане в больших количествах, и по ценам, которые выше, чем в Казахстане. И чтобы не было «утечки» местного продукта, просто «закрыли шлагбаум».
Внутренний и внешний рынки
Посмотрим немного вглубь на примере двух продуктов: подсолнечник и рапс. По словам некоторых производителей, на дату написания данного материала, местные заводы давали за семена подсолнечника в районе 65 000 - 70 000 тенге за тонну на условии с доставкой до завода. Тогда как, по словам одного производителя, российские заводы были готовы покупать по 20 000 рублей, что примерно равно 100 000 тенге за тонну, с поставкой до границы.
Рапс заводы покупали в пределах 55 000 - 60 000 тенге за тонну. По информации коллег с рынка, на рапс имеются покупатели в районе 415-420$/т, что примерно равно 61 000 - 62 000 тенге за тонну на элеваторе, и немного выше на границе. Получается, что заводы не являются «лучшим вариантом» для продажи. Также, из моего опыта работы в течение последних нескольких лет, нам всегда было более интересно продавать на экспорт.
При работе с местными заводами, нужно завезти продукт на завод, где завод на своих весах проверит количество и в своей лаборатории проверит качество и даст «зачетное» качество и количество, по которому и расплатится. И многим сельхозпроизводителям не всегда нравится то, какой ему зачет «выдают», потому что часто качество продукта занижают, чтобы в итоге меньше заплатить. (Некоторые нанимают инспекционные компании во избежание споров, о чем нужно договариваться) И в итоге конечная цена получается ниже той, о которой договорились по договору. Это при том, что цена изначально была ниже, чем, если продавать «на сторону». Оплата бывает после поставки и подсчета, и бывают случаи, когда она затягивается и продавцу приходится ждать дольше обычного и нести риск неполучения оплаты.
Стоит также отметить некоторые особенности определения масличности. Если в «КазАгрЭкс» или другой инспекционной организации принимается методика определения масличности на сухое вещество, то на заводе (когда я принимал участие в продаже) применяли иную методику. Не помню, как называлась, кажется, «технологическая масличность/жирность», или что-то подобное. Смысл в том, что содержание масла применяли не на сухое вещество, а с фактической влажностью. В таком случае, конечно же, содержание масла будет ниже примерно на 3-4%. Например, если базис 40%, то при фактической масличности 42% (на сухое вещество) завод должен был бы увеличить цену на 1,5% за каждый процент превышения. К примеру, если цена 400 долларов, то за это должна быть доплата в размере 12 долларов за тонну! При 1 000 тонн продавец должен будет дополучить 12 000 долларов доплаты. Однако при определении по методике завода масличность получается заниженной, например, на 2% ниже базиса, т.е. 38%. В этом случае, уже с продавца «снимут» вышеупомянутые 12 000 долларов. Это к примеру.
При работе с зарубежными покупателями, если поставка на условиях DAF, то нужно будет повозиться - организовать ЖД перевозку, оформить документы и затаможить. Качество и количество проверяются при погрузке в вагоны инспекционной компанией, которая независима. То же самое и с количеством. Т.е. проверка качества и подсчет веса тут более справедливы. Оплата бывает разной, как договорятся: и предоплата, и аккредитив, и против документов - кто кому как доверяет. Но факт в том, что тут договариваются, а не работают по «типовому» договору. Плюс к более высокой цене продавец имеет возможность заработать на возврате НДС, что в итоге делает конечную цену более высокой.
Поэтому получается, что продавать на экспорт становится выгоднее и надежнее. Конечно, нельзя так писать за всех, но пока ощущение сложилось такое. Еще раз приведу преимущества продажи на экспорт:
Исходя из вышеприведенной информации, получается, что в последнее время местным производителям или/и продавцам рапса было лучше продавать свой товар на экспорт, а не местным заводам.
Производство и экспорт
В качестве доказательства посмотрим на статистические данные по производству и экспорту. Ситуация между рапсом и подсолнечником получается разная.
Производство подсолнечника в 2007, 2008 и 2009 гг.: 206, 186 и 368 тыс. т (по данным Агентства по статистике). Экспорт: 4,3, 0,3 и 3,1 тыс. т соответственно (по данным Таможенного комитета). Получается, что доля экспорта в производстве была в пределах 0-2%. Тут, скорее всего, сказывается то, что переработка подсолнечника в Казахстане не полностью обеспечивает себя сырьем и приходится даже импортировать. А также, скорее всего, имели влияние меры по ограничению экспорта, и то, что Россия с Украиной являются крупными экспортерами как самого сырья, так и масла.
Теперь посмотрим на рапс. Производство в 2007, 2008 и 2009 гг.: 118, 83 и 107 тыс. т. Экспорт в эти годы: 35, 44 и 42 тыс. т. Получается, что доля экспорта в производстве была 30-53%. При этом, думаю, нужно учитывать, что от валового производства, возможно, необходимо убрать рефакцию, которая обычно больше, чем у пшеницы, и использование на семена. Если это иметь в виду, то доля экспорта к общему остатку для использования будет еще выше. А также с начала сентября 2008-го и до конца февраля 2009-го был запрет на экспорт рапса.
Привлекательность покупателей
Одной из неплохих идей могла бы быть привязка к биржевым ценам в Европе. Так как в большинстве случаев наши экспортеры привязывают свои цены к ним. Например, каждый день можно было бы автоматически делать их корректировку в зависимости от цены закрытия предыдущего дня и официального курса евро Нацбанка на текущий день. Таким методом даже можно делать форвардные контракты, т.е. покупать еще не выращенный урожай без указания цены и ее определения на момент поставки. Если так работать, думаю, больше людей заинтересуются местными заводами, как потенциальными покупателями. И производство рапса, может быть, увеличится, что будет благом для местных заводов.
Как же на Западе?
В Европе рапс является одной из важных полевых культур. В силу развитости потребления рапсового масла на продовольствие и на биодизель спрос со стороны перерабатывающей промышленности высокий и постоянно растет.
Стоит отметить, что рапсовое масло является одним из основных видов масел, которое население использует в потребление. Его и дома, и в «Макдональдсе», и в уличных ларьках используют.
И, т.к. им не хватает своего производства, Европейский Союз является одним из крупнейших импортеров в мире, куда продают свой рапс и Украина, и Россия, и Казахстан.
В Канаде рапс тоже стал одной из важнейших полевых культур, только под именем канола. Если посмотреть, как площади под рапсом росли в последние годы, то складывается впечатление, что эта культура стала одной из важнейших в севообороте.
По словам одного из наших коллег из Канады, который также является и фермером, недалеко от его фермы имеется несколько заводов, которые закупают канолу для переработки. И у него никогда не болит голова, куда девать свою канолу. По его словам, Канада много потребляет масла канолы, а также экспортирует как саму канолу, так и ее масло. Рядом с ней находится огромный рынок США, который и забирает немалую долю экспорта.
В Канаде, как и в Европе, развита культура потребления масла канолы на продовольствие. И дома, и в ресторанах, и в «фаст-фудах» - везде популярно рапсовое/каноловое масло.
Также вышеприведенная информация и информация о ценах в этих странах наводит на мысль о том, что их совместные усилия позволили довести уровень цен для производителей до т.н. «справедливого» уровня. К примеру, на начало ноября цены были следующие: ЕС - $560 по бирже Euronext; Канада - $500-505/т в центре западных провинций. И это цены, которые получают производители. И эти цены находятся там, где выращивается продукция, а не там, куда ее везут. Почему бы нам не сделать так? Тогда и сеять намного больше будут, т.к. цены будут привлекательными с учетом всех рисков.
Кто-то мне может сказать, что там запад и там все развито, а у нас другие условия и нам до них еще далеко. А почему мы не можем сделать так же? Например, по посевным площадям льна мы сделали рывок за один год почти в 4 раза. Также у нас техника, элеваторы, мельницы в некоторых компаниях не хуже, чем на Западе. Почему мы не можем сделать то же самое и с рапсом?
Соседние рынки
На одном из собраний представитель от одного маслозавода отметил, что у нас есть хорошие рынки для сбыта масла, и лучше экспорт не ограничивать. И были упомянуты такие рынки, как Узбекистан, который только где-то на 25% обеспечивает себя маслом, Таджикистан, где нет заводов по производству растительного масла, Кыргызстан, который также покупает импортное, в т.ч. казахстанское масло.
Местный рынок и виды масел
Другой вопрос, который бы хотел обсудить в данном материале, - это применение других видов растительных масел в Казахстане на продовольствие. Исторически сложилась такая ситуация, что в Казахстане используют семена подсолнечника. И его не хватает. И из-за этого вводят различные ограничения на его вывоз. А также Казахстан ежегодно завозит семена подсолнечника. К примеру, вот цифры за последние 3 года: 69,9 тыс. т - в 2009 году, 25,8 тыс. т - в 2008 г., 62,9 тыс. т - в 2007 году. И в основном они из России.
Почему бы не заменить нехватающее количество другими семенами? Например, того же рапса, а также сафлора, хлопка? Того, что у нас можно выращивать и что можно потреблять в пищу.
Например, рапсовое масло считается источником жирных кислот омега-3, чего жителям Казахстана, думаю, очень не хватает. Вот что еще пишет сайт «Википедия» о рапсовом масле:
- «В семенах рапса содержится 35-50% жира, 18- 31% - хорошо сбалансированного по аминокислотам белка, 5 - 7% - клетчатки. По содержанию жира и сумме жира и белка рапс превосходит сою, не уступает подсолнечнику и горчице. Рапсовое масло является источником омега-3 жирных кислот».
- «В состав рапса входит большое количество ненасыщенных жирных кислот, которые играют большую роль в регулировании жирового обмена, снижая уровень холестерина, возможность тромбообразования и ряда других заболеваний, в том числе опухолевых. В жирах животного происхождения они не встречаются или присутствуют в незначительных количествах. Кроме того, есть данные, что рапсовое масло содержит вещества, обладающие устойчивостью к облучению. В целом по сумме незаменимых аминокислот рапс не уступает сое, подсолнечнику и горчице».
Думаю, вышеприведенная информация может быть достаточной, чтобы обратить внимание на рапс как на альтернативу подсолнечнику. Тем более, обычно семена рапса не дороже семян подсолнечника. Чем не хорошая альтернатива?
Также в ежедневном потреблении мы в основном используем рафинированные, отбеленные и дезодорированные масла. Поэтому получается не сильно важно, из какого семени взято масло, т.к. оно не сильно отличается по вкусу и цвету.
С другой стороны, по мнению многих агрономов, рапс является более предпочтительной культурой для выращивания. Он также хорошо вписывается в севооборот. Описывать все преимущества этого растения, как культуры, не буду, т.к. наука и практика уже много об этом говорили. И, тем более, это не моя сфера деятельности - я могу там «дров наломать».
Как было описано выше, в Западной Канаде, наиболее схожей с Северным Казахстаном по агроэкологическим условиям, канола является самой распространенной масличной культурой. Это тоже еще один неплохой пример, т.к. очень многое оттуда применяется в Северном Казахстане. Также площади пашни в Северном Казахстане можно считать огромным потенциалом для увеличения производства масличных культур, а также обеспечения «масличной независимости» и продовольственной безопасности.
Справка: 1 доллар = 146,43 тенге; 1 евро = 198,21 тенге