10:13

Казахстанский автомобильный рынок залег не по-детски и напугал даже китайцев

«Азия Авто» даже в отсутствие конкурентов все никак не может встать на ноги. Автосборочный завод проектной мощностью 60 тысяч машин в год в январе-сентябре снизил производство в натуральном выражении в 5,8 раза – до 516 единиц! А чистый убыток предприятия, по данным Казахстанской фондовой биржи, за 9 месяцев этого года составил 589,508 млн тенге.

Казахстанский автомобильный рынок залег не по-детски и напугал даже китайцев

Прогнозы «Литера», сделанные еще в 2007 году, на среднесрочную перспективу роста авторынка, находят почти стопроцентное подтверждение. Кризис не затронул только класс-премиум.

И сейчас наши богачи не стали беднее, покупая дорогие автомашины практически в том же количестве и раньше. Например, по итогам III квартала 2009 года комфортно чувствуют себя по продажам лишь комфортабельные «Мерседес», БМВ и «Ауди». Этим брендам кризис нипочем. Но не они делают погоду на рынке, поскольку реализуются смешными партиями в несколько десятков штук.

По данным консалтинговой компании Qncepto, общая емкость казахстанского рынка новых автомобилей в III квартале текущего года составила 4 505 единиц, что на 50,29 процента меньше, чем в аналогичный период 2008 г. Распределение продаж иномарок и автомобилей российских марок фактически сохранилось: на долю последних пришлось 34,19 процента продаж. Но если отойти от процентов к конкретике, то можно увидеть, что лидер продаж – «АвтоВАЗ», реализовав за три месяца всего 988 автомобилей, занял 21,94 процента рынка! В общем данная статистика позволяет сделать вывод, что до полного выхода из кризиса основным казахстанским покупателем новых машин будет человек, мягко говоря, заметно стесненный в средствах.

То есть в стране по объективным причинам создалась благоприятная ситуация для входа на наш рынок китайских производителей. Только они способны конкурировать по цене с продукцией «АвтоВАЗА». Но почему-то этого не произошло. Более того, по данным Евгения Колесова, генерального директора компании Optim Consult (Гуанчжоу, Китай), за первую половину этого года в Казахстан было экспортировано из КНР всего 49 автомобилей! Тогда как в 2007 году к нам было ввезено 2588 авто китайского производства.

Снижение показателей Колесов не привязывает только к экономическому кризису в Казахстане. По его мнению, те из казахстанцев, кто уже купил машину производства КНР, все еще на ней ездит. А новых сторонников у соседского автопрома больше не добавилось. В этом, видимо, виноваты и сами производители, не сумевшие провести нормальный брендинг своей продукции.

– Большинство желающих и имеющих возможность уже приобрели себе китайский автомобиль и продолжают его использовать до сих пор. Такое затишье будет отмечаться еще в ближайшие лет 10, после чего можно будет заметить постепенное возрастание спроса. Потенциальный рынок Казахстана достаточно мал, поэтому подобные нюансы оказываются чрезвычайно влияющими на ситуацию в целом, – считает Евгений Колесов.

Правда, по его мнению, это не единственная причина. Снижению импорта из Китая способствовало увеличение процентных ставок на кредиты внутри страны, также уменьшившее количество возможных покупателей.

– В целом и китайские автопроизводители единодушны в том, что авторынок Казахстана в настоящее время переживает большие трудности, которые они все же оптимистично называют «временными». При существующем раскладе Китаю проще оставить этот рынок, чем пытаться найти всевозможные способы решения проблемы. Это не огромная Россия с большими перспективами и многомиллионным нереализованным спросом на автомобили. Казахстан не входит в приоритетные задачи Китая из-за своей малочисленности. Поэтому, думаю, в ближайшее время мы станем свидетелями еще большего снижения показателей и постепенного исчезновения китайских авто с казахского рынка вообще. При отсутствии смягчения внешних обстоятельств Китай принимать решительных мер в этом направлении не будет, – уверен эксперт.

То, что в Китае на нас как на потенциальных покупателей не смотрят, подтверждается практически безуспешными попытками специалистов из Optim Consult подготовить для «Литера» более полную картину в модельном и ценовом разрезе. Официальная статистика по этому вопросу отсутствует. А на запросы крупные китайские автопроизводители не реагировали, сославшись на коммерческую тайну. По этой же причине не оглашаются и их намерения по отношению к казахскому рынку (здесь присутствует момент секретности стратегической программы для конкурентов).

Вот та малость, что все же удалось узнать:

  1. Chery – сообщили, что уже открыли филиал своей компании в Казахстане.

  2. BYD – раньше не поставляли свои авто в Казахстан никогда (объясняя это своим недостаточно длительным присутствием на рынке). В ближайшие 2–3 года намерены работать с Казахстаном. В настоящее время обсуждают вопросы открытия в РК агентств по продаже своих автомобилей.

  3. GW – открывают в Казахстане точки по послепродажному обслуживанию для своих авто.

– В целом, что касается вышеназванных и других китайских автопроизводителей, то они готовы работать с Казахстаном, однако по причине малочисленности населения страны не ставят этот рынок в ряд приоритетных, – сообщает пресс-служба Гуанчжоуской компании «Литеру».

В общем потенциальные поставщики пока не стремятся занять свою нишу в сегменте недорогих авто. Во всяком случае – извне. Кроме россиян. А наш единственный автопроизводитель «Азия Авто» даже в отсутствие конкурентов все никак не может встать на ноги. Автосборочный завод проектной мощностью 60 тысяч машин в год в январе-сентябре снизил производство в натуральном выражении в 5,8 раза – до 516 единиц! А чистый убыток предприятия, по данным Казахстанской фондовой биржи, за 9 месяцев этого года составил 589,508 млн тенге.

Так кто будет обеспечивать небогатых казахстанцев автомобилями? Директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов заявил, что это, скорее всего, в среднесрочной перспективе будет делать Россия. В случае, если реально заработает Таможенный союз, всем остальным производителям на наш рынок будет затруднен вход. Преимущество получат предприятия северного соседа. Сегодня их более 15. Причем, несмотря на то, что пошлины там выше втрое, стоимость целого ряда моделей заметно ниже! Поскольку действует здоровая конкуренция между производителями и импортерами.

– В РФ большинство современных сборочных производств начало активно работать с 2005 года с повышением пошин на ввоз готовых автомобилей. Но за это время иномарки российской сборки уже теснят продукцию традиционного для этой страны автопрома. Теперь эти процессы будут только ускоряться. К нам с недорогими машинами могут зайти

«Форд», «Рено». Мы привыкли, что у нас они не являются дешевыми. Но в РФ они недорогие, – заявил «Литеру» эксперт.

По его словам, в Казахстане на тысячу человек приходится 157 автомобилей. В Болгарии, Хорватии и Эстонии – более 300. В развитых европейских странах этот показатель держится в районе 500. А в США более 800. То есть нам есть куда расти. Поэтому нельзя говорить, что мы не представляем привлекательности в качестве рынка сбыта. Что касается китайского автопрома, то ему, по мнению Алферова, не удастся занять значительное место в Казахстане, пока не будет налажен брендинг. То есть это их проблема, а не проблема наших размеров.

По мнению Алферова, в любом случае при изменении таможенных тарифов в Казахстане в сегменте недорогих авто будут лидировать российские и казахстанские иномарки.

Игорь НЕВОЛИН, Алматы

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar