Казахстан вновь ограничивает ввоз автомобилей
Юлия Мамырбаева, Алматы
С 1 января 2011 года, как сообщил на днях Минтранском, в Казахстане вновь будет ограничен ввоз автомобилей. Граница будет закрыта для машин, не соответствующих экологическому стандарту Евро-3.
Новая норма по сравнению с действующим Евро-2 больше чем на треть сокращает объем токсичных выбросов. Но при условии, что и топливо соответствует данному евростандарту. Между тем казахстанские производители бензина и дизеля только в 2014 году перейдут на третью экоступень. Однако тогда для импортируемого и производимого в стране автотранспорта будет действовать уже стандарт Евро-4.
Переход на вторую ступень европейского экологического норматива по выбросам прошел для казахстанцев менее болезненно, чем предполагали разномастные эксперты. Покупательскую способность автолюбителей куда больше ограничили финансовый кризис и пошлины Таможенного союза. Теперь нижняя ценовая планка подержанной иномарки повысится в очередной раз. Так, если действующий стандарт ограничивает выбор произведенных в Европе авто 1997 годом выпуска, то с 1 января въезд в нашу страну будет закрыт для «железных коней» старше 2001 года.
При этом в списке Министерства транспорта помимо стран Евросоюза значатся еще шесть государств, в которых производятся авто, соответствующие новому нормативу (см. таблицу на стр. 04). Россия, Узбекистан и Малайзия на этот раз в список не вошли. Это значит, что для ввоза автомобилей из этих стран нужно будет пройти сертификацию, подтверждающую соответствие новому экостандарту. И не факт, что даже автомобили «в масле» из стран СНГ, наиболее доступные по цене для казахстанского потребителя, будут пропущены через границу.
Впрочем, дело даже не в доступности автотранспорта для казахстанских потребителей. Ограничение ввоза старых машин ради улучшения экологии – цель, оправдывающая средства.
Но так ли эффективно ужесточение экологических норм для импортируемых авто без аналогичных мер в отношении производителей топлива? Казахстанские НПЗ, к слову, только в этом году начали выпускать топливо, соответствующее стандарту Евро-2. На третью экоступень они, согласно плану, перейдут в 2014 году. К этому времени три основных завода должны модернизировать производство.
– Я недавно была на Павлодарском и Атырауском нефтеперерабатывающих заводах: убедилась воочию – модернизация идет полным ходом, – рассказала «И-К» директор независимого центра экспертизы нефтепродуктов «ORGANIC», эксперт-аудитор по топливному сырью Акмарал Калмуратова. – Есть улучшения и по качеству производимого топлива. Например, Павлодарский НПЗ уже выпускает несколько марок дизельного топлива с более низким содержанием серы, а Атырауский – дизельное топливо под маркой «экологически чистое».
Эксперт не случайно заострила внимание именно на этом химическом элементе. Дело в том, что сера не только содержится в выбросах и потому загрязняет окружающую среду, именно она выводит из строя систему каталитической нейтрализации отработавших газов. Проще говоря, сера сводит «на нет» усилия производителей авто и их владельцев, устанавливающих дополнительный экобарьер между топливным баком и атмосферой. Смолы, бензол и даже использование топлива с несоответствующим октановым числом – все это также ведет к увеличению токсичности выбросов.
– Сокращение числа автотранспорта, не соответствующего новому экологическому классу, и увеличение автомобилей, соответствующих нормативу, не внесет заметных изменений в улучшение экологической ситуации, – говорил в интервью нашей газете еще до введения стандарта Евро-2 директор алматинского департамента Комитета по техническому регулированию и метрологии Шаркан Мажиденов. – Заложенные производителем высокие экологические показатели двигателей быстро нивелируются из-за применения бензина несоответствующего качества.
– К нам часто обращаются автодилеры с вопросом: «Где в Казахстане можно найти топливо, соответствующее ступеням Евро-3 и Евро-4?» – продолжает эксперт-аудитор по топливному сырью Акмарал Калмуратова. – Они говорят, что завод-изготовитель дает гарантию только в том случае, если двигатель будет заправляться топливом определенного евростандарта. Единственное, что мы можем сделать в этом случае, – это порекомендовать более-менее экологически чистое топливо.
Однако и рекомендации независимых экспертов не могут гарантировать качество бензина. По словам директора НЦЭН «ORGANIC» – компании, которая до этого года в течение семи лет проводила мониторинг автозаправочных станций, некачественное горючее выявляли как в крупных сетях, так и на мелких АЗС. Изменило ли ситуацию внедрение с начала этого года стандарта Евро-2 для топлива?
– Законодательно это может повлиять только на качество продукции заводов-изготовителей, – считает Акмарал Калмуратова. – На заправках такой гарантии никто не даст, так как никто не отвечает за обеспечение сохранности качества моторного топлива в длинной цепочке от завода до потребителя.
– Так, может быть, эту цепочку стоит сократить?
– Сократить ее невозможно. С завода вагоно-цистернами топливо попадает на хранение в нефтехранилища, потом автоцистерной поставляется на АЗС. Вся проблема в том, что в Казахстане фактически отсутствует система контроля качества. У крупных сетей АЗС есть собственные лаборатории. Но ни одна из этих компаний никогда не признает, что на какой-то из их станций смешивают разные марки бензина.
– Неужели закон не может призвать нарушителей к порядку?
– Действующий закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», где отдельным пунктом оговаривается проведение контроля качества, является единственным законодательным правовым актом в этой сфере. Однако этот документ до конца не урегулировал все составляющие контроля качества, а также сферы ответственности уполномоченных органов по контролю за качеством ГСМ. Кроме того, нет четких требований по контролю качества поступающих, хранящихся и реализуемых нефтепродуктов со стороны государственных структур. Наша страна нуждается в создании единой государственной системы качества, которая адекватно оценивала бы существующее положение вещей – какое топливо продается, не происходит ли его подмена.
Только в этом случае автолюбители могли бы быть уверены в том, что купленное на заправке горючее не испортит двигатель машины, а выхлопы не превысят установленного уровня токсичности. В противном случае ограничение ввоза старых авто – это лишь пустое сотрясание воздуха, и не более того. Никакой пользы от данного ограничения атмосфере над нашей страной не будет. И новые двигатели формата Евро-3 успеют растерять все свои высокоэкологичные свойства еще до того, как в Казахстане начнут выпускать соответствующее моторное топливо. Так, может быть, стоит начать с качества горючего? Вопрос на засыпку для законодателей страны.
Ограничение ввоза старых авто – это лишь пустое сотрясание воздуха, и не более того. Никакой пользы от данного ограничения атмосфере над нашей страной не будет