18:35

Энергетический шантаж

Без электричества 1 февраля, в 40-градусные морозы, окажутся миллионы жителей Восточного Казахстана.

"Или повышайте тарифы, или отключим всей области свет!” – такой ультиматум выдвинули энергетики в Восточном Казахстане. 

Власти области в этой ситуации оказались бессильны.

Энергетический шантаж
Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Усть-Каменогорск

открыть в новом окне
Без электричества 1 февраля, в 40-градусные морозы, окажутся миллионы жителей Восточного Казахстана.

"Или повышайте тарифы, или отключим всей области свет!” – такой ультиматум выдвинули энергетики в Восточном Казахстане.

Власти области в этой ситуации оказались бессильны.

Весь январь область тревожно следила за сводками с энергетического фронта. На Новый год энерготрейдер самовольно заявил о повышении своего тарифа на четверть. Антимонопольщики тут же объявили решение незаконным. Тогда энергетики пригрозили прекратить с 1 февраля договоры на поставку электричества. Антимонопольный департамент ответил иском в суд и жалобой в прокуратуру.

ОТДАЛИ ВСЕ – А ЧТО ПОЛУЧИЛИ?

На этой неделе энергетическая война дошла до Астаны. В ходе селекторного совещания у Премьер-министра руководство Восточного Казахстана посетовало: поставщик электричества, пользуясь сильнейшими морозами, добивается повышения тарифа. Или грозит всех обесточить. Премьер философски присоветовал: держите ситуацию на контроле…

ТОО "Шыгысэнерготрейд” – "дочка” Восточно-Казахстанской энергетической компании (ВК РЭК) и одна из аффилированных фирм энергокомпании AES. 13 лет назад эта американская корпорация подписала Алтайский договор, по которому в собственность получила несколько теплостанций, а в долгосрочную аренду – две ГЭС, распределительные сети и подстанции. При этом AES обязалась построить на Шульбинской ГЭС шлюзы, модернизировать комплекс РЭК, соорудить, заменить, внедрить… В целом – на 600 миллионов долларов.

И что спустя годы область имеет? Шлюз за свой счет построило государство. Износ распределительных сетей превысил 70 процентов. Выработка электроэнергии реально снизилась. Дефицит электроэнергии достиг 1,2 млрд. киловатт в час. Инвестиции составили только одну десятую от обещанного, и то за счет тарифа.

Зато прибыль компания получать не забывает, да еще какую – больше миллиарда тенге ежегодно! Это – официальные данные областного акимата.

ИЗ ЧЬИХ КАРМАНОВ ДЕНЬГИ?

Все 13 лет деятельности AES в Восточном Казахстане власть постоянно уличала компанию в сомнительных коммерческих схемах. В конце прошлого десятилетия республиканская комиссия (с участием экс-директора антимонопольного департамента области и сенатора Александра ГУСИНСКОГО) определила себестоимость энергии, вырабатываемой на Усть-Каменогорской ГЭС, в четыре тиына. Однако AES, пропустив дешевые киловатты через цепь аффилированных фирм-посредников, сделала их гораздо дороже.

Понятно, что подобные схемы приносят неплохую прибыль. Народ в области говорит, что в одной из компаний AES – ВК РЭК – размер заработка первого руководителя – не иначе как полтора миллиона тенге. В прошлом году областной филиал "Нур Отана” решил проверить эти слухи и направил компании официальный запрос. В ответ партийцы получили… отповедь за подписью начальника Лидии ФИЛИМОНОВОЙ. Мол, зарплаты сотрудников – коммерческая тайна.

И правда, считать деньги в чужих карманах некрасиво. А платить топ-менеджерам зарплаты в тысячи долларов, собранных с пенсий, с мизерных окладов бюджетников, с рядовых жителей, получающих в среднем одну из самых низких по республике зарплат, – красиво?! И по итогам года, говорят, энергетики себя не обидели, премии составляли десятки тысяч.

– Мы контролируем штатное расписание монополистов и в целом фонд заработной платы, – признались в областном департаменте по регулированию естественных монополий. – По закону максимальный оклад не должен превышать минимальный больше, чем в 15 раз. При этом информацию об окладах отдельных работников, в том числе топ-менеджеров, закон позволяет закрывать.

Так, может, стоит изменить закон? Почему население должно обслуживать повышенные денежные аппетиты монополистов?

Один пишем, два в уме

Однако пальма первенства в искусстве извлекать деньги безусловно принадлежит энергоснабжающей организации. Действует, например, такая схема. "Шыгыс­энерготрейд” вводит тариф первого числа месяца, а показания счетчиков снимает за две-три недели до этого. Дескать, контролеры не в состоянии за день обойти всех потребителей. Тариф повышается, как минимум, дважды в год. Сколько при этом необоснованно собранных с граждан миллионов тенге утекает в закрома компании, никто не ведает.

Или вот еще прием. На аукционе по продаже электроэнергии, как и на любом рынке, можно найти дешевую продукцию. А можно – дорогую. Киловатты, выработанные каскадом Иртышских ГЭС, дешевые. Выработанные ТЭЦ, ГРЭС или предложенные Пулом резервов электрической мощности – дорогие и сверхдорогие. Три года назад абоненты "Шыгысэнерготрейда” не получили ни одного киловатта с Иртышских гидростанций – компания втридорога закупила энергию на центральных торгах и соответственно взвинтила тариф. В заявке на текущий год трейдер запланировал купить у Усть-Каменогорской и Шульбинской ГЭС только половину объема, остальное – вновь у ТЭЦ и через Пул. И подал заявку на повышение тарифа на 35 процентов.

– Мы ее рассмотрели, – рассказал руководитель отдела антимонопольного департамента Алексей КРУШИНСКИЙ. – И отказали. Мотивы следующие: отсутствие полного пакета документов, в том числе расчета снабженческой надбавки, включение в тариф наложенных на компанию штрафов, планы купить дорогую энергию, в то время как все потребности могут обеспечить местные гидростанции. Кроме того, трейдер включил в тариф рост зарплаты на 20 процентов.

Что было дальше, мы уже знаем. "Шыгысэнерготрейд” самовольно сообщил о повышении тарифа. И повел информационную войну. Устроенный энергокомпанией прессинг беспрецедентен.

– Такого агрессивного отношения к власти мы еще не встречали! – разводят руками чиновники.

Где деньги?

Когда верстался материал, пришла очередная новость. Всем, кому необходимо бесперебойное энергоснабжение, предложено поискать других снабженцев. У самой компании, мол, нет никакой возможности. И вообще компания кругом должна. На 1 января долг перед Усть-Каменогорской ГЭС превысил 500 млн. тенге, перед Шульбинской – 800 млн. тенге, Усть-Каменогорской ТЭЦ – 300 млн. тенге, перед KEGOC – более 117 млн. тенге. "Договаривайтесь с другими поставщиками, которые не регулируются антимонопольным департаментом, – тонко намекнули в "Шыгысэнерготрейде”.

Но возникает вопрос: как при тарифе, который только в течение лета был повышен дважды, энергокомпания умудрилась накопить такие колоссальные долги? Причем прежде всего перед "родственниками” по AES?

Разбираться в этом, видимо, придется финансовой полиции и прокуратуре.

Предложение премьер-министру Кариму МАСИМОВУ:
Пожалуйста, посетите Восточный Казахстан 1 февраля! Может быть, в связи с вашим визитом свет в регионе не отключат?

Газета "Караван"

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar