Читайте также
17:44
Береги старость смолоду
Клиентов накопительных пенсионных фондов периодически накрывает информационное цунами об их слиянии, поглощении и укрупнении.
Оставить комментарий
Клиентов накопительных пенсионных фондов периодически накрывает информационное цунами об их слиянии, поглощении и укрупнении. Дебаты вокруг дальнейшей судьбы НПФ высветили вовсе не праздный вопрос: насколько защищены триллионные накопления вкладчиков на случай форс-мажора? "ЭК" попытался приоткрыть завесу тайны вместе с парламентариями, экономистами-аналитиками и самими игроками рынка.
Деньги текут – процент не капает
Баталии вокруг накопительных пенсионных фондов разгораются с новой силой – слишком много претензий накопилось к НПФ. Фонды генерируют большой приток денежной ликвидности. На начало мая, по официальным данным, в них аккумулировано 2 812 млрд тенге. Однако, по сведениям официального информационного портала pensia.kz, лишь один фонд – ГНПФ – сумел обогнать 4,8-процентную инфляцию, получив 5,26% инвестдохода. На второй строчке оказался НПФ "Астана" с доходностью 4,78%, следом идут "НефтеГаз-Дем" и "Грантум" – 4,77% и 4,32% соответственно. Невысокие результаты показали НПФ Народного банка Казахстана – 0,22% и "Атамекен" – 1,23%.
"Индустриальный Казахстан" и "Отан" вовсе ушли в минус, а это означает, что инвестдоход клиентов съедает инфляция. Таким образом, средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам НПФ составил 2,5%. Если же взять цифры Комитета по финнадзору Нацбанка за 5 лет, то номинальный доход по всем НПФ составил 31,1% при накопленной инфляции 57,6%. Это значит, что действующая пенсионная система не оправдывает себя и наши накопления в действительности обесценились.
Естественно, никто не хочет прогадать. Людей в первую очередь волнует сохранность денег. Несложный арифметический расчет показывает, что при желании сберечь хотя бы 60% своих доходов по выходу на заслуженный отдых, на один год пенсионной жизни сейчас придется упорно трудиться как минимум 6 лет, и это без поправки на инфляцию. Так что острой остается тема, каким образом НПФ, допустившие убытки по накопительным пенсионным счетам граждан, будут компенсировать потери своим клиентам. Информационный вакуум только усиливает недоверие общества к пенсионным институтам.
– К сожалению, в законодательстве не определена ответственность НПФ с пассивной позицией, которые демонстрируют отрицательные результаты своей деятельности, – констатировала депутат профильного комитета по социально-культурному развитию мажилиса Ирина Аронова. – Вкладчики по сути бесправны. Они не могут влиять на инвестиционную политику фондов и предъявлять им претензии. Люди должны твердо знать, что ни при каких обстоятельствах не потеряют свои кровные.
Правовое поле нынче ориентировано исключительно на то, что у НПФ все и всегда будет хорошо. А если нет? Даже при имеющемся запасе прочности высока угроза эскалации мировых кризисов. Например, при страховании банковских вкладов картина прозрачна: человек размещает средства в финансовом учреждении, и если оно "прогорает", он может рассчитывать благодаря страховой системе на возврат "несгораемой суммы". Казахстанский фонд гарантирования депозитов населения обязуется компенсировать до 5 млн тенге. А вот как застраховать пенсию? Когда планету сотрясают глобальные катаклизмы, без подушки безопасности вкладчикам не обойтись.
Впрочем, время от времени предпринимаются попытки улучшить локальные звенья или элементы отечественной пенсионной системы. Нынче рабочая группа в мажилисе рассматривает пакет поправок в некоторые законодательные акты РК по вопросам социального обеспечения. Как сообщил на презентации в парламентских стенах глава государственной аннуитетной компании (ГАК) Нуржан Алимухамбетов, в случае принятия новаций клиентки смогут отправиться на заслуженный отдых сразу как отметят полувековой юбилей. При условии, что к своему 50-летию дамы накопят 2,9 млн тенге. Среди рисков перехода на пенсионное страхование руководитель ГАКа назвал неосторожность вкладчиков в выборе компании. Конечно, на фоне слухов о возможном повышении в нашей стране пенсионного возраста предложение досрочно выйти на покой выглядит соблазнительно. Но лукаво умалчивается о том, что при банкротстве страховой компании вклад человека может полностью "сгореть".
Сливайся кто может
В своем февральском Послании президент страны Нурсултан Назарбаев дал четкое указание нынешним летом представить предложения по пенсионной реформе. После чего экспертные круги принялись обсуждать некое предложение Всемирного банка об объединении всех казахстанских пенсионных фондов в один и передаче активов иностранной управляющей компании. Пока все на уровне слухов, сейчас никто не может точно сказать, каков будет сценарий развития событий, сообщил "ЭК" Азамат Бейсекеев – специалист отдела продаж ГНПФ в Астане. Аналитики не видят логики в нововведении. Директор департамента экономической экспертизы НЭПК "Атамекен" Еркин Сагиев отметил, что суть пенсионной реформы в том-то и состояла, чтобы дать людям право выбора, какому фонду доверить свою личную копилку на старость. При желании каждый из нас может перейти в любой другой фонд, который посчитает более выгодным. Если домыслы окажутся правдой, на рынке сразу возникнет монополист. А практика показывает, что монополия – это неэффективно. Возникают риски низкой доходности и вероятность проведения сомнительных операций не в интересах вкладчиков. Достаточно вспомнить, как были "закопаны" 20 млрд пенсионных тенге в строительство железной дороги Шар – Усть-Каменогорск или крах системы обязательного медицинского страхования в первом десятилетии независимости и хищение ее средств. Высока вероятность того, что работники, исправно отчисляющие обязательные 10-процентные взносы, в итоге могут оказаться у разбитого корыта.Далее предлагается, чтобы единым фондом управляла единственная компания, причем иностранная. Инвестиции будут осуществляться в зарубежные ценные бумаги.
– Спрашивается: зачем поддерживать экономику других стран за счет денег наших вкладчиков? – говорит Еркин Сагиев. – Инвестиции пенсионных фондов должны идти в свою страну, но разумно, обеспечивая рост накоплений. В любом случае, я считаю, что действующая модель пенсионного обеспечения через НПФ не способна обеспечить накопления необходимых средств на достойную старость. В этих условиях у нас не остается ничего кроме как рассчитывать на собственные силы и источники доходов, чтобы создать себе благополучное будущее.
Всем очевидно, что непростую пенсионную ситуацию нужно срочно исправлять. До конца июня, как сообщила "ЭК" депутат мажилиса Светлана Романовская, парламентарии ждут с визитом главу Нацбанка Григория Марченко. Один из отцов-основателей нынешней накопительной пенсионной системы представит концепцию реформы. И, вероятно, скажет, кто же в будущем должен отвечать за обеспечение казахстанцев в старости: государство, фонды или сам человек?
– Председатель Нацбанка должен четко сказать, что ждет каждого казахстанца, который достигнет пенсионного возраста, – поделилась ожиданиями Светлана Романовская, сделав ремарку: – Поверьте, мы ляжем костьми и будем стоять до конца, чтобы предложенный вариант улучшил перспективы благополучной старости наших сограждан.