17:40

Зелёный щит Семея

Печально известный браконьерскими рубками и поджогами Семипалатинский бор меняет свой имидж. Сегодня бывшие лесхозы теперь на территории государственного лесного природного резервата «Семей орманы» пытаются возродить былую славу лидеров по выращиванию саженцев. И им это удается!
Юлия ЧЕРНЯВСКАЯ, Восточно-Казахстанская область
Печально известный браконьерскими рубками и поджогами Семипалатинский бор меняет свой имидж. Сегодня бывшие лесхозы теперь на территории государственного лесного природного резервата «Семей орманы» пытаются возродить былую славу лидеров по выращиванию саженцев. И им это удается!
Почти 80% хвойных лесов страны сосредоточено именно в Восточном Казахстане – понятно, почему политика возрождения отрасли в области приобретает особое значение в масштабах всей республики. Что касается Прииртышского соснового бора, расположенного близ Семея, то его судьба трагична настолько, насколько уникален он сам. Начнем с того, что сосна, которая здесь растёт, есть на земле еще лишь в двух местах – в Канаде и российской части Алтая. Но главное: реликтовые леса – это единственное на сегодня препятствие песчаным бурям, своеобразный зеленый щит Семея от надвигающегося песка.
Однако все это мало волновало браконьеров еще несколько лет назад. Ради выгоды они шли на все, нещадно вырубая сосны. Для умышленных поджогов, бывало, даже привязывали горящую паклю к хвостам кошек и собак, загоняя несчастных животных в бор. А после, при рубке гари, буквально под корень выкашивали и молодой лес. Доказать что-либо было трудно, и браконьеры уходили от ответственности. Старожилы лесной охраны вспоминают, что нередко их участки превращались в настоящий боевик – с перестрелками и погонями. Особенность произрастания сосен в бору еще и в том, что в лес можно въехать практически с любой стороны. А значит, и охранять его намного сложнее. Свою лепту внесли и практически не прекращающиеся пожары, прокатившиеся по бору в 1997-98 годах. Тогда буквально выгорали целые лесничества.
Чтобы хоть как-то нормализовать ситуацию и спасти оставшиеся сосны в бору, в 2003 году был организован ГЛПР «Семей орманы», и лес начал оживать.
Свою главную, по определению директора ГЛПР «Семей орманы» Павла Струкова, задачу – сохранять и приумножать природные богатства – резерват решает на общей площади в 665,5 тысячи гектаров. Конечно, в первую очередь, по его словам, поставили заслон браконьерам и пожарам. Только в прошлом году было возбуждено 16 уголовных дел, причем именно за самовольные рубки, 12 из них рассмотрены в суде. За нанесенный ущерб по предъявленным судебным искам 43 человека возместили государству свыше 2,7 миллиона тенге. Но главное – начались масштабные работы по расчистке гари, на месте которой будет высажен новый лес. До этого года денег на расчистку не было, и еще совсем недавно эти места пугали проезжающих черными стволами сосен, уродливыми обгоревшими пнями. И вот впервые за последние 10 лет резервату на восстановление бора выделили один миллиард тенге. Конечно, не хватает техники, людских рук, но, главное, работа пошла. И это заметно по ровным песчаным бороздкам – саженцы годовалой сосны, и по мягким пушистым зеленым кустикам, мхом поднявшимся над соседними бороздками – саженцам чуть постарше. Лесники говорят, что у дерева, выросшего чуть более пяти сантиметров, уже есть иммунитет к суровым природным условиям, а потому за маленькие зеленые комочки, каждый из которых перед посадкой прошел через человеческие руки, они почти спокойны.
Кстати, опыт у местных специалистов по выращиванию и высаживанию сосны есть, и не малый. Ведь во времена Советского Союза лесхозы тогда еще бывшей Семипалатинской области были лидерами по выращиванию саженцев. Лесничества со всего СССР с зимы начинали записываться в очередь в питомники, чтобы получить саженцы…
На сегодня расчистили от гарей и посадили лес на двадцати тысячах гектарах. Еще 130 тысяч га надо очистить и восстановить…

 

http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=12911

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar