В Восточном Казахстане чекисты раскрыли семейную группировку наркоторговцев.
Во время обыска у ее главы, “державшей” весь город, случился сердечный приступ, и она скончалась…
- Это дело уже получило статус самого громкого в нынешнем году, - говорит Маратбек АСЫКБАЕВ, начальник следственного управления ДКНБ области.
57-летняя Тамара по прозвищу Хута была не только видным предпринимателем в шахтерском Зыряновске, но и самым крупным наркоторговцем в городке. Закупала героин большими партиями в Усть-Каменогорске, потом распространяла через своих людей - такой “сетевой маркетинг” за восемь лет она наладила отлично. Несколько мелких торговцев, женщины, сбывали наркотик небольшими дозами, вырученные деньги пускали в оборот или тратили на уколы для себя. В семье Тамары был даже работник, получавший большую часть зарплаты белым порошком. Парень с золотыми руками был готов трудиться день и ночь, беря у хозяев деньги только на еду.
Тамара и ее семья держали в Зыряновске два рынка и даже построили детское кафе. Говорят, женщина давно собиралась переехать в Чечню, строила в Грозном дом.
- На допросах все свидетели ее хвалили, - говорят сотрудники департамента КНБ по ВКО, - мол, Хута хорошая, в долг дает товар, не ругается, если вовремя не принесешь денег. Разговорчивая, душевная. В то же время она обладала железной волей, могла любого скрутить в бараний рог. А в “бизнесе” доверяла только двум самым близким своим помощникам - брату Хасану и невестке Асель. Родной сын Хуты в дело не входил - он сам уже многие годы был наркоманом, и мать постоянно возила его на лечение. И героин сыну тоже не давала - когда срывался в очередной раз, он его просто воровал. Так для наркоторговки переплелись дело ее жизни и самая большая боль.
А с женой сына Хута обычно расфасовывала “товар”, потом Асель продавала его на отдельной квартире. Чтобы их взять, были задействованы все силовые структуры региона: прокуратура, полиция и даже таможня - верещагины предоставили розыскных собак. Следователи КНБ говорят, что обосновалась наркобаронесса, словно в мини-крепости: на окнах крепкие решетки, дверь железная. Брать ее нужно было тихо: операция разрабатывалась почти полгода, и никто из подозреваемых не должен был узнать о ней.
К тому, чтобы войти в доверие к торговке дурью, готовились долго. Специально для этого разработали легенду: “свой” человек в органах якобы согласился покрывать наркоторговцев за вознаграждение. Рассчитывались с “крышей” как деньгами (за три-четыре месяца сумма “благодарности” составила около 800 тысяч тенге), так и героином. Вечером в день операции, когда Хута вернулась с новой партией товара, внедренный полицейский пришел “за своей долей”. Открыв ему и увидев за его спиной группу захвата, Асель успела выкинуть в окно почти килограмм расфасованного героина.
Собаки помогли быстро обнаружить в квартире героин - под ковром, в шкафу. Всего в доме обнаружили полтора килограмма героина, в джипе Тамары - еще два. В диване были спрятаны деньги - 1 миллион 650 тысяч тенге, почти 12 тысяч долларов, 50 тысяч российских рублей. Во время изъятия Хута почувствовала себя плохо: сердечный приступ. На “скорой” наркоторговку увезли в больницу, где она скончалась…
А в “нехорошую квартиру” шли и шли покупатели.
- Буквально за полчаса явились восемь человек, - рассказали следователи. - Все как один говорили, что ошиблись адресом. Позже некоторые разоткровенничались, рассказали, что “болеют” и пришли за “лекарством”. Один даже явился с трехлетней дочкой: видимо, сказал дома, что пошел гулять с ребенком - в семь утра…
Зыряновских наркоманов опрашивали и отпускали: привлекать их не за что - не торгуют, гробят только свою собственную жизнь. У многих ломка начиналась прямо во время бесед с силовиками. Такие, не выдержав, говорили полицейским: “Заканчивайте скорее свое расследование и уезжайте, а то в городе наркоты негде достать”. Перемену ситуации заметили даже сотрудники наркологического отделения местной больницы: говорят, раньше их постоянные пациенты умирали от передозировки, а теперь маются без дозы.
Восточный Казахстан всегда был удобным транзитным пунктом для наркоторговцев, везущих товар из южных регионов нашей страны в Россию. После ликвидации “ямы” Хуты Зыряновск лишился крупного поставщика дури - конкурентов рядом с собой она не терпела. Тем не менее только с начала года в Восточном Казахстане изъято 44 килограмма героина. Не отстают и заготовители конопли, известной как сырье для марихуаны. К примеру, на днях были уничтожены запасы безработного жителя города Шемонаиха - в его доме хранилось 38 килограммов травы, предназначенной на продажу. Как сообщили в ДКНБ по Восточно-Казахстанской области, в нынешнем году перекрыты уже пять международных каналов поставки наркотиков. Но, как видно, “свято” место пусто не бывает.
Наталья ШИМОЛИНА,
na_shi@rambler.ru
Усть-Каменогорск