13:35

Зыряновску грозит беда.

Зыряновск встречает нас не по-летнему холодным дождем. Сыро, ветрено. Рассказывают, в такой же безрадостный день более 200 лет назад рудознатец Герасим ЗЫРЯНОВ нашел в отрогах Горного Алтая копи древнего народа чудь.

Над пропастью в воде
Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Виктор ВОЛОГОДСКИЙ (фото), Усть-Каменогорск – Зыряновск

открыть в новом окне
Зыряновску, городу горняков в Восточно-Казахстанской области, грозит беда. В опасности – целые кварталы старого города!

Зыряновск встречает нас не по-летнему холодным дождем. Сыро, ветрено. Рассказывают, в такой же безрадостный день более 200 лет назад рудознатец Герасим ЗЫРЯНОВ нашел в отрогах Горного Алтая копи древнего народа чудь. Встреча с чудскими выработками считалась большой удачей, именно по ним открыли все главные алтайские залежи полиметаллов. Вот и Герасим Зырянов сразу наткнулся на богатые жилы. Вскоре в котловине между гор появился ряд деревянных срубов для первых рудокопов. В честь первооткрывателя новое поселение назвали Зыряновском.

Мы едем в старую часть города. Отсюда в редакцию нашей газеты пришла тревожная весть: сразу несколько улиц частного жилого сектора стоят в воде, зыряновцы оказались в невыносимых условиях, нужна помощь!

Полная “чашка”

Старые улицы – головная боль всех промышленных городов и рабочих поселков Рудного Алтая. Усть-Каменогорск, Риддер, Глубокое, Шемонаиха, Верх-Березовка, Белоусовка – везде есть кварталы, бок о бок существующие с заводами, фабриками и рудниками. Но даже в этом перечне Зыряновск – на особом месте.

В 50-х годах прошлого века в алтайском медвежьем углу развернулась беспрецедентная горнодобыча. Советская страна стремилась доказать преимущество экономики социализма, а для этого требовалось много ресурсов. Много руды и металла. За несколько лет небольшое горняцкое поселение превратилось в мощный промышленный центр. Рудники открывались прямо в черте города. Руду добывали и под землей, и открытым способом. Для отвода родников, речушек и грунтовых вод была сооружена сложная система из дренажных скважин, мощных насосов и каналов. Со временем под южной окраиной города на тысячеметровой глубине появилась сеть многокилометровых шахтных выработок. А на поверхности – исполинский карьер, аналогов которому нет, пожалуй, и сегодня на всем постсоветском пространстве.

Мы поднимаемся на борт карьера и оглядываем рукотворную чашу. Площадь – почти восемь тысяч квадратных метров. Под ногами – глинистая сползающая кромка и глубина… свыше 300 метров. Сегодня “чашка” – так зовут карьер местные жители – наполнена до краев. Вода переливается химической радугой. В 50 метрах от “чашки” – зыряновская автотрасса, в ста метрах – жилой массив.

В сапогах и без огорода

– Извините, в дом не приглашаю, – вздыхает житель улицы Калининской Александр ПЕРМЯКОВ. – Полы сгнили, стены покосились. И огород, видите, какой?

Вместо огорода у Александра озеро. От крыльца к гаражу и летней кухне проложены мостки, по ним хозяева передвигаются по двору.

Такая же картина у соседей – семьи ВОРОБУШИНЫХ.

– Ни одну банку с заготовками достать не могу, – жалуется хозяйка Татьяна, – подпол под самую крышку затоплен. У себя по участку только в болотных сапогах ходим!

В воде стоят десятки домов. Никто тут в этом году не посадил огород, никто не избежал разрушений в доме. Подтопление старого города продолжается третий год. И каждый раз ситуация все тревожнее.

Мокрый остаток

Причину подтоплений в Зыряновске знают все. Это – “чашка”. В 2001 году рудник закрыли, водооткачивающие насосы демонтировали. В карьер хлынули грунтовые воды. По расчетам неких приглашенных специалистов, затопление должно было длиться 25–30 лет. Но налилась “чашка” за… 8 лет. На сегодня объем накопленной воды превышает 80 миллионов кубов! Как осторожно заметили в городском акимате, “уровень зеркала сравнялся с рельефом”. Вместе с уровнем воды в карьере поднялся и уровень грунтовых вод “рельефа”. По правилу сообщающихся сосудов. И… старый город поплыл.

– Затопление рудника стало самым непросчитанным и безрассудным решением, – комментирует ситуацию опытный горный инженер Александр ЛУХТАНОВ. – Одни “умники” когда-то дали согласие на такое сооружение в черте города. Другие полвека спустя решили его ликвидировать. Подтопление южной части Зыряновска, после того как выключат насосы, прогнозировали еще лет тридцать назад. Зыряновский горно-обогатительный комплекс обязан был не допустить этого, обязан был откачивать воду. А теперь город получил по-настоящему смертельно опасный объект. Во-первых, “чашка” – это радиоактивные отвалы, на дне скопился кисель из соединений тяжелых металлов. Во-вторых, водоем не огорожен, манит к себе детвору. В-третьих, вода продолжает прибывать, и где гарантия, что в какой-то момент она не хлынет через борт?

Беда подкралась незаметно… для властей

Трудно поверить, но для руководства Зыряновска проблема карьера стала полной неожиданностью. Да, чиновники из года в год навещали подтопленный район. Да, сочувствовали гражданам, составляли акты, фотографировали… Но не отвечали за сюрпризы “чашки”. Водоем был под контролем “Казцинка” – преемника бывшего Зыряновского комбината. По словам акима города Александра БАРБАШОВА, компания сама взялась ликвидировать РОР и проследить за его затоплением. И правда, кому еще этим заниматься? До 2009 года чиновники полагали, что объект под присмотром и никаких неожиданностей не будет. “Казцинк” уследит, предупредит, не допустит…

Вышло иначе. Компания известила город, что с 1 января 2009 года снимает с себя ответственность за карьер. Забота об опасном водоеме легла на плечи горакимата.

– Ситуация сложная, – подтвердил Александр Барбашов. – У нас нет готового рецепта, как помочь подтопленному району. Необходимо, чтобы карьер изучила серьезная комиссия. Вообще, есть ли где-нибудь еще опыт затопления таких огромных открытых рудников? Возможно, часть района необходимо переселить. Объект надо экстренно закрывать. “Казцинк” так не вовремя снял с себя обязательства!

Время не ждет!

Ясно, что у зыряновской ЧС есть конкретные “авторы”. Те, кто подписывал решение о ликвидации рудника, его затоплении, передаче на баланс города… Мы не станем выяснять их имена, – видимо, это задача правоохранительных органов. Важнее, чтобы решение, которое должны были принять еще два-три года назад, появилось хотя бы сегодня. Пока не сбылись худшие прогнозы. А они есть. Например, есть вероятность выдавливания “киселя” с солями тяжелых металлов в местные речки. И усиления сейсмоактивности в Зыряновске из-за давления огромной “чашки” на породы. Достаточно 6–7 баллов, и глиняный борт станет оползнем. Последствия предсказать несложно…

Рецепты выхода из ситуации зыряновцы называют разные. Возобновление работы насосов, использование канала… Суть у всех одна: однажды “наградив” город таким сооружением, государство обязано нести ответственность за его безопасность.

Источник: Газета "Караван"
Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 1
avatar
1 Наташа • 18:55, 19.06.2009 [Материал]
в усть-камане тоже мокро и холодно!
avatar