Читайте также
12:08
Пасхальные традиции на Рудном Алтае
Празднование Пасхи на Рудном Алтае, как и в других регионах, длилось неделю. Главным признаком народного праздника была традиционная пища: крашеные яйца, «пасхи», выпечка, в разных сёлах имеющая самобытные названия («постряпушки», «конфетики», «каральки»), а также варенец, холодец и другие праздничные блюда.
Со многими пасхальными традициями можно будет соприкоснуться, посетив областной Дом дружбы 4 апреля в день Светлого Христова Воскресения - Пасхи.
Ждем всех желающих по адресу: ул. Казахстан (Ушанова), 63. Начало в 11.00.
Александр ЯКОВЛЕВ, председатель областного общества славянской культуры
Оставить комментарий
Празднование Пасхи на Рудном Алтае, как и в других регионах, длилось неделю. Главным признаком народного праздника была традиционная пища: крашеные яйца, «пасхи», выпечка, в разных сёлах имеющая самобытные названия («постряпушки», «конфетики», «каральки»), а также варенец, холодец и другие праздничные блюда. К Пасхе готовили домашнее пиво. «Пасками» во многих наших селах называли общеизвестные куличи, которые пекли из сдобного теста в виде высокой булки, смазанной взбитым белком с сахарной пудрой и посыпанной окрашенным в разные цвета пшеном. В некоторых сёлах стряпали трехъярусную коническую «паску», состоящую из трех булочек разных размеров одна на другой.
Яйца красили преимущественно в красный цвет, используя луковую шелуху. Иногда перед тем как опустить яйца в краску, на них воском наносили буквы «X. В.». Бывало, что родители писали имена своих детей (Толя, Маня, и т.д.), а в пасхальное утро отдавали их со словами: «Вставайте, Боженька вам яйцо прислал на Пасху». Крашеные яйца обязательно клали на божницу. Существовали различные поверья, связанные с пасхальными яйцами. Считалось, что они помогают, например, при пожаре. Если их кидать в огонь, он потухнет или ветер сменит направление.
Яйца использовались в развлечениях. Дети бились крашеными яйцами. Разбитое яйцо отдавалось владельцу уцелевшего. При этом выявлялось самое крепкое яйцо - «биток». Бились яйцами прямо на улице, а также выходили на гору, где кроме того устраивали игру «катание яиц», используя наклонную поверхность горы. Играющий скатывал яйцо по наклонной, стараясь задеть им другие, лежащие внизу, при этом забирая их себе. Игра «катание яиц» проводилась также с использованием наклонной доски, один конец которой клали на камень. Бывало, что после этого кое-кто приносил домой сумку яиц.
На Пасху все приветствовали друг друга троекратным: «Христос Воскрес!», а в ответ слишали: «Воистину Христос воскрес!» При этом угощали друг друга крашеными яйцами и «постряпушками». В эти праздничные дни взрослые ходили друг к другу в гости, пили вино, пиво, «христосовались», а также сидели на улице «беседовали, семечки щелкали, в бабки играли». Молодёжь в лучших своих нарядах целыми днями на полянах водила хороводы, плясала под гармошку, пела «луговые» песни, играла в такие игры, как «вдовуха», лапта, «третий лишний», «чижик» и другие.
На Пасху молодежью исполнялись традиционные пасхальные песни, такие как прохо-дочная песня «Пойдём дыбым» (села Верх-Уба, Быково, Тургусун). При этом все, попарно взявшись за руки, выстраивались вдоль улицы в колонну. Последняя пара проходила вперёд, наклонившись под поднятыми (вздыбленными) руками остальных пар, и становилась впереди, следом за ней шла очередная пара, и так проходили по всем улицам села.
Одним из любимых пасхальных развлечений детей и молодёжи были распространены качели («качули»), поэтому Пасху кое-где называли «праздником качель». Обычно качели устраивали рядом с домом. Нередко пасхальные игрища молодёжи устраивались на ближайшей горе. Бывало, будущее место для развлечений на горе молодежь заранее посыпала золой, чтобы снег быстрей растаял, прогребала в снегу к нему дорожку, которую также посыпала золой.
Со многими пасхальными традициями можно будет соприкоснуться, посетив областной Дом дружбы 4 апреля в день Светлого Христова Воскресения - Пасхи.
Ждем всех желающих по адресу: ул. Казахстан (Ушанова), 63. Начало в 11.00.
Александр ЯКОВЛЕВ, председатель областного общества славянской культуры