Представляют ли опасность АЗС в городах?
Новости о взрывах и пожарах на заправочных станциях вызывают особенную тревогу. Ведь эти опасные производственные объекты порой располагаются в самом сердце жилых районов, в непосредственной близости от частных и многоквартирных домов, посещаемых объектов и зданий.
Топливо и траур
Вечером 14 августа в районе одной из АЗС в Махачкале (РФ) произошел взрыв. Сначала загорелось здание автосервиса, после чего огонь перекинулся на заправку и спровоцировал детонацию газовоздушной смеси.
В результате погибли десятки людей, более ста человек получили ранения и ожоги. Около 400 зданий были повреждены обломками и взрывной волной.
15 августа в регионе объявили днем траура по погибшим.
Позже глава Дагестана Сергей Меликов указал на то, что истинной причиной этой трагедии стала недобросовестность предпринимателей и надзорных органов.
"Никак не может станция техобслуживания находиться в близости от АЗС. Хотя бы по той причине, что техобслуживание предусматривает сварочные работы, а заправочный комплекс — хранение легковоспламеняющихся жидкостей и газа", — передавали российские СМИ слова Сергея Меликова.
Эта ситуация заставила и наше общество обратить пристальное внимание на вопросы безопасного соседства с АЗС. Ведь сегодня заправки стали неотъемлемой частью городской инфраструктуры, а строят их в опасной близости от жилых домов, посещаемых объектов и зданий.
С плачевными последствиями
В Казахстане в текущем году тоже произошло несколько ЧП на заправочных станциях.
16 февраля на одной из заправок в Кокшетау вспыхнул пожар на сливоналивной станции. В огне заживо сгорел оператор АЗС 1988 года рождения.
26 июля АЗС загорелась в Экибастузе. Пламя охватило четыре цистерны с газом, а затем перекинулось на расположенный рядом продуктовый магазин. Возникла угроза перехода огня на соседние постройки.
— Выстроена защита соседних зданий. Дома частного сектора находятся через дорогу, в ста метрах от очага горения, — комментировали ситуацию в пресс-службе ДЧС Павлодарской области.
В пожаре погиб 17-летний парень. Тело молодого человека нашли рядом с одной из цистерн.
В пресс-службе местного ДЧС также уточняли, что помимо четырех газовых резервуаров на месте находились порядка 40 газовых баллонов. А значит, взрыв мог быть гораздо масштабнее.
Месяцем ранее, 22 июня, подобная трагедия произошла и в Восточном Казахстане. Взрыв прогремел на заправочной станции газовых баллонов в Шемонаихе. В результате происшествия в больницу с термическими ожогами доставили четверых пострадавших. Позже двое из них скончались в больнице.
— У них был почти 100-процентный ожог тела. При таком обширном поражении итог обычно предрешен. 48 часов медики боролись за их жизнь. Но, к сожалению, исход летальный, — уточнили гибель граждан в пресс-службе управления здравоохранения Восточного Казахстана.
Пожарные устраняют последствия взрыва на заправочной станции газовых баллонов в Шемонаихе
Пожары и взрывы на АЗС случаются пусть и редко, но, как говорится, метко. И зачастую влекут за собой человеческие жертвы. Так, по данным ДЧС ВКО, за последние 10 лет в Восточном Казахстане произошло всего два подобных ЧП на заправочных станциях. Одно из них — это недавний взрыв в Шемонаихе.
Второе было зарегистрировано в июле 2022 года в Усть-Каменогорске. При чистке бочки из-под ГСМ произошел хлопок газовоздушной смеси. В результате погиб мужчина, который проводил чистку резервуара. Также пострадал подросток 2010 года рождения, который помогал погибшему. Мальчика госпитализировали в больницу с ожогами туловища. На момент госпитализации он находился в тяжелом состоянии.
Проверки подождут?
АЗС не случайно располагаются в самом сердце жилых секторов и спальных районов. Это удобно в первую очередь для самих горожан. Кто захочет ехать на окраины ради того, чтобы заправить автомобиль? Особенно если дальних поездок не планируется и заправить авто нужно лишь для того, чтобы доехать до ближайшего супермаркета.
Однако говорить о безопасности всей этой истории можно лишь в том случае, если на объекте соблюдают ряд требований. Эти требования перечислили в пресс-службе ДЧС ВКО:
- территория АЗС и АГЗС очищается от горючего мусора, сухой травы и разлитых нефтепродуктов;
- обязательно соблюдение противопожарного расстояния и наличие разрывов между зданиями и сооружениями;
- территория, здания, сооружения АЗС оборудуются системами автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- сети противопожарного водопровода, пожарные гидранты и пожарные краны проверяются на водоотдачу и работоспособность не реже двух раз в год (весной и осенью);
- техника безопасности направлена и на защиту работников АЗС. Для этого используются спецодежда и особые инструменты, препятствующие ожогам, другим травмам и отравлениям;
- передвижные автозаправочные станции размещаются на специально отведенных площадках;
- объект хранения ГСМ обеспечивается знаками безопасности и дорожными знаками, в числе которых — запрещающие курение и пользование открытым огнем, регулирующие движение пассажиров и заправляемого транспорта.
Всего в регионе на учете находится 222 автомобильные заправочные и газозаправочные станции. Но в данный момент из-за моратория на проверки малого и микропредпринимательства большинство объектов не контролируются, что вызывает обеспокоенность специалистов департамента по чрезвычайным ситуациям Восточно-Казахстанской области.
— В большинстве несчастных случаев на таких объектах причиной трагедий становится человеческий фактор в совокупности с невыполненными требованиями пожарной безопасности, — отметили в пресс-службе ДЧС ВКО.
В ведомстве добавили, многолетний опыт и анализ показали, что чаще всего на объектах хранения ГСМ допускаются следующие нарушения: отсутствие автоматической пожарной сигнализации, недостаточное количество первичных средств пожаротушения, резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их перенаполнения, а также системами контроля их герметичности, не организовано обучение персонала пожарно-техническому минимуму, не разработаны и не утверждены инструкции о мерах по пожарной безопасности, не созданы негосударственные противопожарные службы на объектах.
Держать дистанцию
— Согласно "Правилам обеспечения промышленной безопасности для опасных производственных объектов в нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслях, нефтебаз и автозаправочных станций" (далее – Правила), утвержденным приказом министра по инвестициям и развитию РК от 30 декабря 2014 года, расстояние от автозаправочных станций (бензозаправок) до зданий и строений различного назначения не регламентируется, — объясняют в департаменте Комитета промышленной безопасности Министерства ЧС РК по ВКО (далее – Комитет).
При этом Правила регламентируют минимальное расстояние от зданий и сооружений до резервуарных установок сжиженного нефтяного газа. Найти эти нормативы можно в документе под названием "Требования по безопасности объектов систем газоснабжения", утвержденном приказом министра внутренних дел РК от 9 октября 2017 года под номером 673.
— Однако при реконструкции существующих объектов, а также в стесненных условиях (при новом проектировании) допускается уменьшение расстояния на 50 процентов, — добавляют в ведомстве.
Пренебречь половиной дистанции нельзя лишь в том случае, если в непосредственной близости от резервуаров пролегает водопровод или другие бесканальные коммуникации, а также железные дороги общей сети.
И как сообщают в Комитете, на сегодняшний день факты нарушения регламентированных нормативов со стороны владельцев газозаправочных станций в области не установлены.
Фото очевидца и ДЧС ВКО