Утомлённые солнцем в Юбилейном.
«Утомленные солнцем 2: Предстояние»: Солнечный удар
Некто неизвестный меняет статью осужденному комдиву Котову (Михалков) и тот, чудом избежав расстрела, отправляется на фронт в компании бывших сокамерников, попадает в штрафбат и выходит живым из любого сражения. В это время его жена (Толстоганова) живет с НКВДшником Арсентьевым (Меньшиков), которому сам Сталин (Суханов) приказал найти комдива. А дочь Котова Надя (Михалкова) пропадет на просторах Родины во время эвакуации и неожиданно появится в образе медсестры. Продолжение, как говорится, следует…
Премьера в Кремле, самый большой в истории российского кинематографа бюджет, помощь министерства обороны в съемке батальных сцен, прокат при отсутствии конкурентов, два десятка главных медийных лиц в кадре — случись это с любым другим режиссером, все воспринималось бы, если не как «великое кино», то, как определенный шаг вперед, безусловно.
В случае с Михалковым — вся эта информационная атака и навязчивая пиар-компания — настолько обыденное дело, что даже попадание «Утомленных» в основной конкурс Каннского кинофестиваля воспринимается лишь как неотъемлемая часть шумихи, а к картине у многих складывается предвзятое отношение еще до начала проката.
Как ни смешно, но во всей этой истерике по поводу вторых «Утомленных» масштаба и драматизма намного больше, чем в самой ленте. Не покидает ощущение, что все обиженные на жизнь вообще и Михалкова в частности наконец-то нашли уязвимое место, в которое можно бить, и поспешили излить свою желчь. Сказать свое «фи» в адрес картины, причем чем нелицеприятнее, тем лучше, сегодня модно.
Поклонникам кажется, что Михалков снял очередной шедевр, завистникам, циникам и скептикам — что Михалков выпустил на экраны крупнобюджетный ($37 млн.) провал. Хотя на самом деле очевидным кажется, что «Утомленные солнцем 2» — псевдоэпическое и абсолютно проходное кино: местами интересное и интригующее, нескучное и с несколькими неплохими камео, но скачущее по верхам. А постоянные отсылы к картине 1994 года заменяют все описание деталей нового фильма.
Картина настолько разрастается вширь за первый час показа, что собрать все воедино ни на экране, ни в голове не выходит даже к концу третьего часа. Там, где хочется «макросъемку», Михалков «снаряжает вертолет и летит, снимая панораму»: все видно, но видно плохо.
Эпизодов так много, что ценность их нивелируется, актеров так много, что даже лучшие не успевают раскрыться в своих камео (взять хотя бы Золотухина или Панина). В итоге — просмотр больше напоминает метод чтения книг Лениным — быстро по диагонали, ухватывая самое главное, не обращая внимания на мелочи.
Михалков вернул «Утомленных» на экран весьма тривиально — оживив всех умерших персонажей оригинальной ленты. Но это, если честно, мало волнует. Такое же стойкое равнодушие вызывает факт совместной жизни Марии Котовой с Арсентьевым, 58-я статья самого Котова и слезы комсомолки Наденьки с красным галстуком на груди.
История семьи, которая, по сути, задумывалась, как драматическое повествование, как ни странно — совсем не драматична. Но и события войны слезу не вызывают, хотя, по идее, во многих эпизодах должны были бы (особенно, в сцене гибели роты молодых курсантов).
Зато по всему фильму то тут, то там разбросаны в хаотичном порядке акценты в виде православных крестов, оторванных и оголенных частей тела, второстепенные эпизоды с участием хрестоматийных немцев с именами Клаус, Марк и Фриц, и многозначительный взгляд НКВДшника Арсентьева.
Атрибуты войны у Михалкова — только фон. Фильму о войне не хватает поразительного — мощи. Картину не спасают ни скандалы, ни харизма актеров (хотя эпизод про штрафбат с Мироновым — то, что похвалить, откровенно говоря, хочется).
Спустя 16 лет после триумфа оригинальной картины, Михалков возвращается в Канны с продолжением истории. А общественность в это время обсуждает массовое пришествие 3D-фильмов, сагу как новый тренд, азиатов как новых фаворитов фестивального кино. Мир не стоит на месте, а мы ностальгируем по победам российской картины 1994 года.
Михалков высказался о войне типично по-михалковски: с размахом и вычурно. История не сложилась, «Предстояние» — это скорее набор эпизодов, связанных между собой судьбой даже не одной семьи, а просто нескольких героев.