04:48

Сколько раз будут уничтожать Якова Ушанова?

 Аким области Бердыбек Сапарбаев дал распоряжение изучить возможность переноса памятников Кирову и Якову Ушанову в Усть-Каменогорске. 
 
   Благодаря интервью директора этнографического и архитектурно-ландшафтного музея-заповедника Николая Зайцева одной из городских газет, мы узнали, что аким области Бердыбек Сапарбаев дал распоряжение изучить возможность переноса памятников Кирову и Якову Ушанову в Усть-Каменогорске. 
 
   Понятно, что под такими завуалированными фразами кроется намерение властей снести эти памятники. На месте памятника Кирову в парке «Жастар» планируется установить бюст Героя Советского Союза Тулегена Тохтарова (об этом мы уже писали в прошлом номере, опубликовав заявление ВК обкома Коммунистической народной партии Казахстана «Не трогайте памятник Кирову!»). А сам памятник хотят отправить на аллею советской эпохи в левобережном парке. На месте памятника Якову Ушанову власти хотят установить монумент Независимости. Этот грандиозный, судя по эскизам, монумент так до сих пор и не могут никуда определить. Сначала его хотели установить в парке «Металлург», но для этого нужно было выкорчевать почти все парковые деревья и насаждения. Это вызвало протест горожан (во всяком случае, при обсуждении в Интернете). Да и сами авторы идеи, видимо, поняли, как нелепо будет выглядеть помпезный монумент в окружении свидетельств совсем другой эпохи – сталинских пятиэтажек. Затем монумент решили поставить на перекрёстке Сатпаева – Жибек жолы, в народе больше именуемом как Меновновский перекрёсток. Хорошее место, но почему-то возник вариант со сносом памятника Ушанову. Наверное, потому, что проспект теперь носит название Независимости, поэтому и стела, дескать, должна стоять на проспекте. Памятник же Ушанову, судя по всему, должен перекочевать в пригород, в село Ушановское.
Да сколько же можно издеваться над памятью первого председателя Усть-Каменогорского Совета?! Первый раз его уничтожили физически белоказаки, подручные свирепствовавшего в наших краях атамана Анненкова. Смерть молодой Яков Ушанов принял мученическую – его сожгли 7 ноября 1918 года в топке парохода. Эта средневековая казнь была символической, показной, устрашающей – мол, всем вам «краснопузым» будет такой конец. Председателя совета нужно было именно сжечь, расстрел или повешение в этом случае не подходили. Здесь, в глухом некогда крае, как и по всем необъятным просторам бывшей Российской империи шла смертельная схватка двух миров, двух образов жизни. Ушанов и его товарищи посягнули на мир, где утвердился принцип социального расизма, где нормальным считалось наличие расы господ и низшей расы, которая должна была подчиняться и обслуживать избранных. Яков Ушанов возглавил орган власти народа, который ещё совсем недавно, несколько месяцев назад, считался быдлом. И вдруг это «быдло» не только восстало, но и создало свою власть. И начало строить совсем другой мир – мир братства и справедливости. 14 марта 1918 года в Усть-Каменогорске установилась Советская власть. И городской Совет под руководством Якова Ушанова энергично приступил к строительству нового мира. Всего 87 дней существовал первый Усть-Каменогорский совдеп. И за это короткое время успел сделать очень много для трудящихся, для простого народа. Разве могли «господа» смириться с этим, позволить «быдлу» установить новое мироустройство? Поэтому и казнили главного красного с такой жестокостью.
     Яков Ушанов прожил короткую, но яркую жизнь. Вихри Революции направили его в самую пучину схватки, судьба определила ему принять мучения за угнетённый народ, отдать жизнь за его право жить достойно. Он стал, по сути, святым. Ведь в церковном понимании святой тот, кто «не пощадил живота своего за други своя». Ушанов «живота своего не пощадил».
     Но история развивалась так, что это была не последняя казнь Якова Ушанова. Второй раз его казнили в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, с приходом перестройки. Местный журналист подверг сомнению историю его смерти. Дескать, выдумали всё это большевики, чтобы создать красивый миф. Этот же журналист писал душещипательные рассказы о хорошем человеке – атамане Анненкове, отдавшем приказ сжечь совдеповца. Впрочем, в то время ругать всё советское и очернять советскую историю стало правилом хорошего тона. В это же время появилась статья некоего А. Жовтиса (по некоторым данным это отец нынешнего «узника совести» Евгения Жовтиса), подвергающая сомнению подвиг Зои Космодемьянской. Ещё одна журналистка М.Волина выдала «сенсацию» – что руководитель подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» Олег Кошевой вовсе не замучен гитлеровцами, а… жив! Да и весь роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» основан «на лжи и мифах». И таких публикаций было в то время не счесть. Неудивительно, что в этом ряду отмечались и журналисты местного масштаба, развенчивая героев нашего края, вороша могильные плиты.
Ещё раз Ушанова казнили, когда переименовывали улицу его имени в Усть-Каменогорске. Наша газета выступила тогда решительно против переименования. Прекрасную статью в защиту доброго имени Якова Ушанова, основанную на архивных материалах, написал замечательный журналист и человек Менгали Мусин (светлая ему память!). Желающие могут её прочитать – см. «Flash!», №6 (129), 15 марта 2008 г.
      И вот, готовится новая казнь Якова Ушанова – теперь уже со сносом памятника. Вот что думает по этому поводу Юрий Кушкунов – первый секретарь ВК обкома Коммунистической народной партии Казахстана:
–  Я уже твёрдо заявил руководству города, что мы сделаем всё возможное и невозможное, чтобы не допустить сноса памятников Кирову и Ушанову. Накануне 94-ой годовщины Великого Октября мы собирались возле памятника Ушанову, возлагали цветы. Коммунисты в тот день выразили твердую готовность защитить оставшиеся в городе памятники советской эпохи. Вплоть до выставления круглосуточных постов возле монументов, чтобы не допустить их тайного ночного сноса. Да, сейчас зима, холодно, но будем продумывать, как обогреваться, как кормить людей, и будем стоять. Мы не допустим глумления над нашей историей, историей города. Яков Ушанов – это первый председатель городского совета трудящихся. Это яркая, героическая страница истории города. Почему мы должны её, по сути, вычеркнуть? Стела Независимости нужна, об этом никто и не спорит. Но почему увековечивая независимость, нужно варварским способом выкорчёвывать другой важный период истории? Разве принесёт стела тот идеологический эффект, на который рассчитывают власти, если её установить на месте памятника Ушанову? Какой пример отношения к собственной истории мы дадим молодёжи? Было предложение установить стелу по дороге в район КШТ – и это хорошее, правильное предложение. Ведь именно этот район и получил наибольшее развитие в годы независимости. И город в дальнейшем будет развиваться именно там. По сути, это будет новый город, так пусть на въезде в него и стоит стела. Там она будет к месту, будет иметь смысл.
    Да, судьба распорядилась так, что и мёртвый Яков Ушанов не даёт покоя. И мертвый он сражается за великую идею справедливости. Молодожены несут цветы к его барельефу, охваченному языками пламени. Героическая жизнь и героическая смерть. Будут ли у нынешнего времени свои примеры такого героизма и самопожертвования?
 
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ

 
Текст: БИГ
Теги:
Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 4
avatar
1 ник • 22:34, 19.12.2011 [Материал]
уничтожим историю ,что потом?
avatar
2 yk • 22:38, 19.12.2011 [Материал]
Каждая новая власть пишет свою историю.
avatar
3 Кисточка • 00:33, 22.12.2011 [Материал]
Грустно все это, товарищи.
avatar
4 Кисточка • 00:36, 22.12.2011 [Материал]
В "Казахстане в январе-октябре 2011 года зарегистрировано 159 тысяч 592 преступления, что на 41,4 процента больше, чем в аналогичном периоде 2010 года".
Вот чем заниматься надо, а не памятники сносить.
avatar