16:48

Природа чарует, состояние удручает

Если бы меня спросили, где на земле райский уголок, я бы сказал: "Нет нужды обшаривать материки, побываите в ауле Манат, который, правда, не всегда удостаивается внимания". Возможно, последует вопрос: «Я о нём и не слышал, чем же он примечателен?». Отвечаю: «Рассказывать о тамошней природе можно долго, лучше один раз увидеть. Поезжайте, не пожалеете».
Если бы меня спросили, где на земле райский уголок, я бы сказал: "Нет нужды обшаривать материки, побываите в ауле Манат, который, правда, не всегда удостаивается внимания". Возможно, последует вопрос: «Я о нём и не слышал, чем же он примечателен?». Отвечаю: «Рассказывать о тамошней природе можно долго, лучше один раз увидеть. Поезжайте, не пожалеете».

К СОЖАЛЕНИЮ, ПОСОВЕТОВАТЬ ТАКОЕ НЕКОМУ...

Сменился век, обновилось общество, неизменна лишь дорога.

Девяносто километров по самарской трассе автомобиль может проехать за 40-50 минут, а если не спеша, то за один час. Дорога прекрасная. Через пяток километров за Таинты, повернув влево, берете направление на Манат. И машина, только что мчавшаяся, споря с ветром, вдруг уподобляется охромевшему коню. Ибо дорогу в 33 километра можно назвать таковой лишь условно. А ведь Манату уже чуть ли не два века. Какие только времена, включая колхозные и совхозные, он не пережил! Неизменной остаётся только дорога - вся в колдобинах. За перевалом перевал, и вот она, уже превратившись в тропу, вьётся по логу. Передвигаться приходится с великой осторожностью. Если у машины низкая посадка, то того и гляди зацепится днищем за камни.

Понимая, во что обойдётся прокладка нормальной дороги, аульчане об асфальте и не думают, они были оы рады, если бы привели в проезжее состояние то, что есть. Но для этого нельзя ограничиться просто засыпкой полотна песком и щебёнкой. Это было бы бездумной тратой государственных средств, ибо покрытие будет смыто дождями. Коль дорога идёт по логу, нужно сначала поднять полотно. Только в таком случае покрытие утрамбуется, значит, неровности исчезнут. Этого, считают аульчане, специалисты-дорожники не знать не могут. Но, увы...

- Мне нередко приходится бывать в районном центре, - говорит учитель местной школы Малик Кудайбергенов. - После двух поездок три дня надо заниматься ремонтом машины.

ОТКОЧЁВКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

В своё время в Манате насчитывалось сто дворов. Осталось где-то сорок. Самый что ни на есть работящий люд избрал местом жительства Риддер, Шемонаиху, Зыряновск, Усть-Каменогорск.

- Никого за это не упрекнёшь. Все три моих взрослых сына обитают в Шемонаихинском районе. Что им делать в Манате? А семьи-то кормит надо, - говорит аксакал Кусаин.

Правильно сказано. Было б чем заняться, кто бы стал искать счастье в чужом краю? В ауле нет ни одного полнокровного крестьянского хозяйства. Хотя по районной сводке их имеется 24. Но все они лишь узко семейного значения. Ситуацию пояснил аким Таргынского сельского округа А. Бакинбаев: регистрация в качестве крестьянского хозяйства той или иной семье нужна для того, чтобы получить сенокосные угодья, землю под посев.

Крестьяне сёл, прилегающих к областному центру, могут продавать мясо, масло, молоко на городских рынках, жители же Маната такой возможности не имеют. Правда, в течение двух летних месяцев привозят кое-какие продукты на базу отдыха «Аюда», но это подспорье хилое. Остаётся уповать на живность. Её в каждом дворе - две-три головы крупного скота, до десятка овец.

Нельзя забывать слова Президента Н.А. НАЗАРБАЕВА о том, что безработицы на селе быть не должно, обленившиеся могут быть. Сегодня любой и каждый вправе иметь столько скота, сколько пожелает. Это подтверждает и аульный аким. В то же время в тех 24-х хозяйствах насчитывается в общей сложности 375 коров, 220 овец и коз, столько же лошадей. Пахотной земли 15 тысяч гектаров. И все они остались нынче невозделанными. Раньше в каждом дворе водилось 25-30 гусей и уток. Сейчас они редкость. Ибо нет посевов, нет и корма для птиц.

Нельзя не заметить - аул моторизировался: в каждом дворе автомобиль или мотоцикл, а в иных и по два средства передвижения. Молодой мужчина по имени Дулат пояснил: на одной машине выполняет разные работы, другая используется для дальних поездок.

- Коль живём своим хозяйством, дело рукам всегда находится. Имею лошадей, другой скот. Сено накосил, предстоит вывезти, - говорит он, отец троих детей. Уточнять, сколько у него лошадей, я не стал, зато узнал рыночную стоимость каждой головы. Оказывается, лошадь, предназначенная на мясо на зиму, тянет на тысячу долларов. Жеребёнок-сосунок стоит 50, стригунок по второму году - 70 тысяч тенге. Полагаю, что Дулат ежегодно продаёт по четыре-пять лошадей. Считать деньги в чужом кармане неприлично. Скажем лишь: если бы каждый двор стал продавать по столько же голов, то выручка составила бы шестьсот тысяч тенге. Стало быть, безработица в ауле как явление исчезла бы.

Между тем в Манате на сегодня пустуют девять домов. В другие места навострили лыжи ещё две молодые семьи. Так каким же будет завтрашний день бедного аула.

НИ ГАЗЕТЫ, НИ ЖУРНАЛА

В ауле от мала до велика отягощены думой о будущем. Особо беспокоит проблема школы. Раньше она была средней. Из-за отсутствия учащихся нынче второй, шестой и девятый классы закрылись. Директор школы Батима Кудайбергенова рассказывает:

- Что имеем, то имеем. Некоторые классы придётся объединить. Опасаемся, не настанет ли время, когда работу и вовсе придётся свернуть А судя по тому, что наши выпускники легко поступают в учебные заведения, подготовку у нас получают неплохую.

Отдельного разговора заслуживает состояние школьного здания. Построенное ещё в 60-годы прошлого столетия, оно совершенно обветшало, вот-вот развалится. Это констатировали комиссии, приезжавшие из района. Их вывод: строение ремонту не подлежит. На этом поставлена точка. Школу разместили в одном из покинутых домов. В нём четыре комнаты. Излишне спрашивать, отвечают ли они современным требованиям. Отрадно лишь то, что нашлось отдельное место под компьютерный класс, и он подключён к Интернету.

Клуб. Вернее, бывший. Здание, вполне привлекательное в своё время, расползлось по швам, стоит без крыши, окон и дверей. Внутри спасается от жары бродячий скот.

На волне приватизации объект стал собственностью педагога, а ныне пенсионерки Масары-апай. Она, поблагодарив власть за это, подарила клуб аулу. Но сокрушается женщина, не нашлось никого, кто бы сохранил очаг культуры. Результат не замедлил сказаться. Поскольку дорога в Манат плохая, работники районной Казпочты, ссылаясь ещё и на нехватку транспорта, наведываются сюда раз в месяц, привозят пенсии. Из поля зрения почтовиков манатцы просто выпали. Хотя, по словам местного акима, тревогу они бить стали давно. Надо, однако, надеяться, что найдётся добрая душа, которая проникнется нуждами аула на отшибе. А то ведь в районе меняется аким за акимом, но не меняется положение Маната, будущее которого затянуто туманом.

РЕЗЮМЕ

В районную администрацию, чтобы поделиться впечатлениями о Манате, я приехал как нельзя кстати: акимат собрался обсудить вопрос «О мерах по развитию кризисных малых аулов». На повестке дня, сообщил мне вновь назначенный аким Жомарт Муратов, положение Тройницкого, Маната и Актобе. Задача в том, чтобы дать импульс их развитию.

Разговор на совещании получился конструктивным. Перво-наперво надо добиться закрепления молодёжи. Начинать следует с приведения в порядок освободившегося жилья, привлекая для этого как бюджетные, так и спонсорские возможности. Оно будет предоставлено рабочим со специальностями и оралманам. Предполагается открыть в Манате цех по обработке сельхозпродукции, одновременно расширить площади под картофель и овощи. В Актобе целесообразно организовать откорм скота и приём молока. Касательно Тройницкого поступило предложение наладить там производство подсолнечного масла. Решение проблем этих аулов аким намерен взять под свой личный контроль. Им же получено согласие акима области Б. М. САПАРБАЕВА на возрождение закрывшейся в Актобе школы.

Что греха таить, раньше местная власть проблемами малых аулов Уланского района вплотную не занималась. Инициатива нового акима свидетельствует: лёд тронулся.

Жумадил АДИЛБАЕВ

(«Дидар», 25 августа 2010 г. С казахского перевёл Менгали Мусин)

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar