Произведенное количество дизтоплива в Казахстане в 2021 году почти в два раза превышает потребление, однако в стране наблюдается дефицит
Казахстан этой осенью столкнулся с дефицитом дизельного топлива, и теперь республика вынуждена обратиться за помощью к России и закупить у соседа дорогостоящее в силу мировых цен горючее.
Когда солярка придет в Казахстан, сколько она будет стоить в условиях дефицита и почему нефтедобывающая республика в этом году смогла произвести рекордное количество дизтоплива, но не смогла удержать его внутри страны - в материале Sputnik Казахстан.
Позиция властей
На минувшей неделе министерство энергетики Казахстана провело пресс-конференцию, посвященную дефициту дизельного топлива в стране.
По данным Минэнерго, в этом году республика побила рекорд по производству дизельного топлива. За неполный год в стране произвели максимальное количество горючего за всю свою историю – 4,895 млн тонны. Для сравнения, в "карантинном" 2020 году было произведено 4,5 млн тонны дизтоплива, в "доковидном" 2019 году – 4,810 млн тонны, а в 2015 году и вовсе - 3,8 млн тонны.
Вместе с этим в Казахстане увеличилось и потребление: в этом году в пиковый сезон (с мая по сентябрь) в республике израсходовали 2,436 млн тонны дизтоплива. В 2019 году потребление составляло 2,189 млн тонны.
То есть в текущем году уже произведено почти в два раза больше, чем страна потребит. Таким образом, судя по цифрам, Казахстан мог бы с лихвой покрывать внутреннюю потребность в солярке, однако вместо этого местные водители сталкиваются с дефицитом дизтоплива.
Как рассказал вице-министр энергетики республики Асет Магауов, причина сложившейся ситуации кроется в слишком привлекательных ценах на казахстанское дизтопливо.
Если казахстанскому водителю литр солярки обходился в 207 тенге, то в соседнем Кыргызстане, Узбекистане и России за литр горючего придется выложить 261, 277 и 296 тенге соответственно. "Данная разница в ценах способствовала тому, что практически весь транзитный поток старался заправиться на въезде и выезде из Казахстана. В результате мы видим резкий рост потребления в Казахстане именно в приграничных областях. Если бы мы закрыли границы Казахстана, то на 100% смогли бы обеспечить внутреннюю потребность. Но через нас проходит транзитный транспорт", - сказал Асет Магауов.
Чем больше становился разрыв в ценах на солярку между Казахстаном и Россией, тем большим было потребление казахстанского дизтоплива, добавил вице-министр.
Из России - с соляркой
Для решения проблемы Казахстан планирует закупить недостающее дизтопливо у России.
"К сожалению, из-за того, что потребление выросло, остатки сейчас находятся на уровне 210 тыс. тонн, это примерно 11-12 дней потребления. Порядка 100 тыс. тонн дизтоплива необходимо импортировать из России", - сказал Асет Магауов в конце сентября.
"Уже провели переговоры с коллегами из Минэнерго РФ, на прошлой неделе у нас прошла встреча в Москве. Достигнута договоренность по обеспечению поставок дизтоплива в Казахстан", - добавил он. По словам замглавы Минэнерго, сейчас коммерческие компании ведут переговоры о закупке горючего.
"Ожидание ориентировочное, что если контракты будут подписаны, то в первой половине октября, в районе 10-15 чисел месяца, возможно, из России зайдет данный объем, и все-таки снизится этот дефицит", - добавил председатель Казахстанской топливной ассоциации Болат Ауетаев.
Что будет с ценами на дизтопливо
По словам Болата Ауетаева, закупленное из России дизтопливо будет стоить на порядок дороже казахстанского.
"Учитывая, что цены в России формируются на основе мировых котировок, которые сегодня находятся на пике, ориентировочные цены российского летнего дизтоплива на казахстанских АЗС составят примерно 280 тенге за литр, зимнего - 330-350 тенге", - сказал он в беседе со Sputnik Казахстан.
Сергей Смирнов уверен в том, что казахстанским водителям стоит приготовиться к удорожанию и казахстанской солярки в будущем.
"У нас традиция такая: возникает дефицит, и он решается только одним способом – не увеличением производства, а повышением цен. Все годы независимости одна и та же картина", - сетует он.