23:44

Кто последний за бензином?.

Итак, настало время, когда заправиться без очереди по 130 тенге за литр – это уже удача. 

– ЗАПРАВИЛСЯ 93-ИМ ПОЧТИ БЕЗ ОЧЕРЕДИ, ПО 130 ТЕНГЕ ЗА ЛИТР, – ДЕЛЯТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ АВТОЛЮБИТЕЛИ. – А ПО 125 – ОЧЕРЕДИЩА!
– ПОВЕЗЛО, – ОТВЕЧАЕТ ДРУГОЙ ВЛАДЕЛЕЦ ЖЕЛЕЗНОГО КОНЯ. – А Я ОБЪЕЗДИЛ ПОЧТИ ВЕСЬ ГОРОД, И ТОЛЬКО ВОЗЛЕ УШАНОВСКОГО КЛАДБИЩА НАШЕЛ 93-Й ПО 130. И В ОЧЕРЕДИ ПРОСТОЯЛ ПОЛЧАСА!

   Итак, настало время, когда заправиться без очереди по 130 тенге за литр – это уже удача. Во многих городах
  Казахстана 93-й и 92-й отпускают только по талонам. Бензиновая тема у всех на слуху. Министр нефти и газа в очередной раз дает пояснения журналистам. Как всегда валит все на Таможенный союз, дескать, у нас бензин дешевле, чем у россиян, поэтому и растет в цене. Опять же россияне прекратили поставки высокооктанового бензина в северные и восточные области, поэтому и не хватает топлива. Да и заводы наши, как всегда, встали на ремонт. Кстати, весьма интересно, почему это наши нефтеперерабатывающие заводы всегда становятся на ремонт с полной остановкой производства? Неужели нельзя делать ремонт по частям, поэтапно? Что-то в советское время не припоминается полная остановка таких заводов.
   К другим объяснениям добавляется стон владельцев мелких АЗС, о том, что, весь этот бензиновый кризис – спланированная операция для выдавливания их с рынка ГСМ. В скором времени, говорят они, на этом рынке будут присутствовать только крупные игроки. А что здесь удивительного? Это капитализм, где крупный бизнес всегда будет выдавливать мелкий. А вы как думали – всю жизнь наслаждаться достаточной для безбедного существования прибылью с пары-тройки заправок, и жить припеваючи? Так при капитализме не бывает.
  Народ недоумевает – почему в богатой нефтью стране такие проблемы с бензином? А объясняется все очень просто. Российский тележурналист Илья Колосов снимал фильм об Иране. И был шокирован тамошними ценами на бензин. Литр самого ходового 92-го там стоит в пересчете на доллары 10 центов (менее 15 тенге)! Конечно, это, к тому же, чистейший, а не разбадяженный бензин. Такое в Иране и представить невозможно. За это можно не только в зиндан угодить, но и жизни лишиться! Илья думал, что это самый дешевый бензин в мире. Но он ошибся. И об этой ошибке узнал в Венесуэле, когда работал над съемкой фильма об этой стране. Невероятно, но 120 литров бензина, залитые в грузовик, арендованный съемочной группой, обошелся в … 3 доллара! 120 литров – за 450 тенге! Бак бензина – за 150 тенге! Сложно даже подсчитать, сколько стоит литр в пересчете на казахстанскую валюту. Получается, вроде как 3,75 тенге. Вы бы славили родное правительство, если бы свободно заправились по такой цене? Странный вопрос. Так вот, все дело в том, что и в Иране и в Венесуэле правительство работает для блага народа, а не для блага кучки олигархов. 
   В тот год, когда Илья Колосов работал над фильмом, в Венесуэле от нефтяной прибыли на социальные расходы было направлено 13 миллардов долларов! Это эквивалентно 1 триллиону 950 миллиардам тенге. «Правительство президента Чавеса взяло на себя контроль за компаниями почти всех отраслей в Венесуэле. И ввело налог, так называемый специальный налог на высокие цены на нефть, поставляемую на мировой рынок. Речь идет о дополнительных 20 миллиардах долларов, которые получает Венесуэла и которые направляются на развитие социальной сферы. То есть государство предприняло шаги, которых международные компании не хотели, так как им это было менее выгодно. А сейчас настоящий владелец нефти – венесуэльский народ – получил в прошлом году более 13 миллиардов долларов, направленных в социальную сферу. То есть контроль над стратегическими отраслями экономики, прежде всего над нефтяной отраслью, позволяет снизить уровень бедности и достичь социального равенства», – пишет Илья Колосов в своей книге «26-й час. О чем не говорят на ТВ».
   Напомним об опыте еще одной страны – Союза Советских Социалистических Республик. Многие, наверное, уже забыли, а молодежь и не знает, что в СССР долгое время бензин стоил 5 копеек за литр (стакан газировки – 3 копейки). Только в 70-х годах, после мирового нефтяного кризиса его цена повысилась до 40 копеек (стакан томатного сока стоил 10 копеек) и больше не повышалась до пресловутой перестройки. При этом бензин всегда был в свободной продаже, без всяких талонов, высочайшего качества.
   А у нас… В Казахстане истинными владельцами нефти являются транснациональные корпорации. По соглашению о разделе продукции они владеют 80% добываемого «черного золота». 20% остается Казахстану. У нас совсем рядом тот день, когда бензин достигнет психологической отметки в 150 тенге, 1 доллар. И мы будем рады и счастливы, что на какой-нибудь заправке купим его свободно, без очереди. А потом будем радоваться, что купили по 200, тоже без очереди. А вот по 195 придется ожидать в очереди, или брать по талонам.
 
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ

 
Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar