Сто лет назад безземельные крестьяне отправились из Белоруссии в путешествие за мечтой. Далеко от дома они надеялись обрести свое счастье - свободные земли. И они нашли их в Восточном Казахстане.
Так на территории Кокпектинского района в 1908 году возникло новое поселение, которому его первые жители дали имя Мариногорка - в память о родных местах. В Белоруссии есть своя Марина Горка:
Как и сто лет назад, здесь, в Восточном Казахстане, по-прежнему течет между увалами речка Талды, которую мариногорцы ласково называют Талдинкой. Все также плодородны местные земли, которые даже в засушливое лето дают по 10 центнеров зерна с гектара. А нынче, говорят, можно будет собрать ячменя по 25 центнеров. Когда-то тут работал совхоз-миллионер "Мариногорский"...
Аким Мариногорского сельского округа Амангельды Байтугалиев сообщил, что сегодня в селе живет пять белорусских семей: Ашейчик, Луценко, Подскрепко, Бутырина и Моисеенко. Все эти люди - потомки первопоселенцев в третьем и четвертом поколениях. О своей этнической родине они помнят по рассказам родителей.
- Село наше интернациональное, - говорит Амангельды Байтугалиев, - представители разных национальностей живут здесь в дружбе и согласии, под единым шаныраком. Белорусы - уважаемые люди. Многие из них в преклонном возрасте. Каждый в свое время внес значительный вклад в развитие села и района.
Об истории Мариногорки рассказывают документы и экспонаты, собранные в школьном музее. Мы узнаем фамилии и родословные тех людей, которые первыми приехали сюда. Это были семьи Демьяна и Апанаса Мицкевичей, Трофима Подскребко, Григория Корнейчика. Под стеклом хранятся фотографии, орденские книжки, ордена и медали ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе Николая Семерлинова, Григория Кондрасенко, Василия Сигаева. Одной из самых известных в Мариногорке считается славная династия Мицкевичей.
Заведующий сельским Домом культуры Ибатулла Кенжинов показал нам музейную реликвию - баян Ивана Адамовича Мицкевича:
- О, как часто играл на этом баяне Иван Адамович, когда мы ездили с ним с концертами по полевым станам во время хлебоуборки! У нас был хор, вокальная группа.
В школе Иван Адамович работал учителем музыки:
Днем позже уже в Усть-Каменогорске, возле белорусской хаты, мы услышали, как лихо играет на баяне "Лявониху" Иван Мицкевич, хотя ему уже 80 с лишним лет. Он вспомнил, как после демобилизации оказался в белорусской Мариногорке и как сразу, едва ступил ногой, почувствовал: все здесь такое родное, близкое, что словами не передать.
- Белорусы, - говорит он, - такие хлебосольные люди, такие приветливые:
- А дедушку своего каким запомнили?
- Это был настоящий крестьянин. Помню, в войну бабушка оладушек напечет, он сложит их в торбочку, сунет за пазуху тулупа, принесет нам и угощает. А мы так радовались его приходу. Кричим: "Деда, деда пришел!". Золотой человек был, я в детстве хотел походить на него.
Заместитель директора Мариногорской школы Лариса Джунусова рассказала, что музей был создан в 1991 года по инициативе учителя труда Андрея Семерлинова. Школьники принесли старинную утварь, утюги, чесалки. Самой богатой оказалась экспозиция "Они сражались за Родину". Из Мариногорки на фронт ушли 160 человек, 60 из них не вернулись, сегодня в живых только двое: Смагул Кенжинов и Леонид Ашейчик.
Леонид Яковлевич тоже белорус. Его родители приехали в эти края в 1930-х годах. Воевать ему пришлось уже в 17 лет.
- Успел, - говорит, - досталось. Ранили, когда только-только 17 лет исполнилось. В Латвии дело было, американцев выручали. Их чуть было в воду противник не столкнул. А мы нажали:
За эти сто лет белорусы крепко вросли корнями в казахстанскую землю, некоторые породнились с казахами. Тамара Алексеевна Бутырина по материнской линии - из рода Мицкевичей. Дочь Марина вышла замуж за Каната Сегизбаева, на той свадьбе вся деревня гуляла. Марина и Канат прожили 12 лет, у них подрастает сын Ромка (на фото), который нынче летом с помощью деда Мукана осваивает вождение автомобиля с механической коробкой передач.
- По отцу я Пархомчик, - рассказывает Тамара Алексеевна, показывая семейные фотографии. - Отца звали Алексей Васильевич, маму - Степанида Алексеевна. Сорок лет я отработала сначала контролером в Сбербанке, потом в аппарате сельсовета, а так всю жизнь прожила в Мариногорке. Пенсию платят, на жизнь хватает. Живу вместе с детьми, у них большое хозяйство: пять коров, четыре лошади, свиньи, куры.
- Какие-то белорусские традиции сохранились?
- Ну разве что в питании. Галушки часто варим, внук очень их любит. Родители наши еще затирку готовили, борщ.
- А вы довольны, - спрашиваю Мукана Сегизбаева, - что у вас белорусская сноха?
- Конечно, доволен! - с восторгом отвечает он. - Они любят друг друга. И со сватами нам повезло. Живем рядом, все праздники отмечаем вместе.
После короткого летнего дождика приятно пройтись по главной улице Мариногорки, вдоль белых хат и цветников с неизменными березками в палисадниках. Приветливые люди, доброжелательные лица. В общем, хорошее место выбрали сто лет назад для своей новой родины белорусские крестьяне-переселенцы.
Андрей КРАТЕНКО, Восточно-Казахстанская область
Источник: Газета "Экспресс-К"