12:22

Солист этногруппы “Каганат” из Семея Сералы МУХАМЕТКАЛИЕВ - казах, поющий горлом

На Международном курултае сказителей в российском Горном Алтае, куда съехались более 20 тысяч ценителей древнего искусства со всего мира, зрители впервые увидели казаха, поющего горлом. А когда представители двух основных школ горлового пения - тувинской и алтайской - узнали, что солист этногруппы “Каганат” из Семея Сералы МУХАМЕТКАЛИЕВ - самоучка, даже на время забыли об извечном споре между собой за первенство.

Шаманы денег не берут

Шаманы денег не берут

На Международном курултае сказителей в российском Горном Алтае, куда съехались более 20 тысяч ценителей древнего искусства со всего мира, зрители впервые увидели казаха, поющего горлом. А когда представители двух основных школ горлового пения - тувинской и алтайской - узнали, что солист этногруппы “Каганат” из Семея Сералы МУХАМЕТКАЛИЕВ - самоучка, даже на время забыли об извечном споре между собой за первенство.

Домой Сералы вернулся с дипломом лауреата первой степени в номинациях “сказительство” и “горловое пение” и с кучей приглашений на гастроли в разные страны. Но главное - в нем окрепло намерение открыть в Семее школу певцов-горловиков. “Вот только чувствую, что мне не найти учеников , - вздыхает Сералы. - Все боятся!”

И страх этот оправдан: каждый выход на сцену исполнителя горловой песни подобен смертельному трюку. Ведь ошибка грозит потерей зрения, раком горла и необратимыми изменениями мозга! Но даже если горловик не будет отходить от правил, тяжелейшие нагрузки рано или поздно дадут о себе знать: у таких певцов многократно учащается сердцебиение, повышается давление.

Не случайно в Монголии горловое пение приравнивается к труду шахтеров. А в Туве ведутся разговоры о том, чтобы узаконить досрочный выход горловиков на пенсию. Обо всем этом Сералы Мухаметкалиев узнал только на Международном курултае сказителей, проходившем с 9 по 12 июля этого года в селе Ело Ондугайского района Республики Алтай.

  • Но, если бы я даже знал о риске с самого начала, меня бы точно это не остановило! - улыбается он. - Что хотите - зов крови!

Предки певца - великие шаманы - лечили горловым пением душевнобольных. Со стороны отца это Архарбай-баксы родом из Восточного Казахстана. А со стороны матери Байжуман-баксы, прославившийся на весь Китай тем, что на свои средства содержал лечебницу. Его жена кормила и обстирывала больных, а он сам находил страждущих и свозил к себе со всех волостей. Кстати, на следующем фестивале сказителей в Горном Алтае, где уже соберется 4 миллиона (!) человек, состоится посвящение в шаманы самого Сералы Мухаметкалиева. После чего он станет единственным шаманом в современном Казахстане.

  • Получается, что вы тоже сможете лечить людей?

  • Вообще-то шаман в нынешнем понимании этого слова - учитель , - разъясняет Сералы. - Но, если кто-то обратится ко мне за помощью как к лекарю, не имею права отказать. И не возьму за это ни тиынки. К слову сказать, школу горлового пения тоже собираюсь сделать бесплатной. Да и за выступления нашей группы в Германии, Монголии, Китае, Беларуси, Калмыкии, куда нас пригласили на гастроли, мы не возьмем гонорары. Ведь на горловом пении исстари запрещалось делать деньги. К сожалению, нынешние исполнители об этом забывают. На фоне возрастания интереса к горловому пению на Западе священное искусство превращается в бизнес. Горловики из Тувы на гастролях в Америке зарабатывают больше модных диджеев. А в саму Туву рвутся иностранцы, жаждущие научиться петь горлом. За месяц обучения они выкладывают от 300 до 500 долларов…

Сералы своим учителем считает заслуженного артиста Российской Федерации, алтайского шамана Болота БАЙРЫШЕВА , снимавшегося в остросюжетном фильме “Охота на пиранью” с такими кинозвездами, как Владимир МАШКОВ и Евгений МИРОНОВ .

  • Байрышев стал для меня импульсом, разбудившим гены , - говорит Сералы.

Через некоторое время он уже начал сочинять для себя песни на староказахском, тюркском и сакском. Во время записи одной из песен на местной студии потомок шаманов познакомился с юной певицей Сюзанной, согласившейся стать его бэк-вокалисткой. А ее отец Александр ИВАЩЕНКО отлично справился с ролью аранжировщика. Так и появилась группа “Каганат”, взявшая на себя миссию возрождения казахского горлового пения, фактически исчезнувшего после революции.

  • На пути к курултаю мы столкнулись с массой препятствий: от отсутствия финансирования до дурных примет! - восклицает Сюзанна. - А на горном серпантине мы едва не разбились. В нас врезался пьяный водитель, и наша машина оказалась в сантиметре от края обрыва! Но, видно, было суждено, чтобы на Алтае узнали: у казахов тоже есть горловое пение. Тувинцы использовали этот вид пения для общения с лесными духами. Алтайцы пели горлом длинные эпические сказания - кайи. А к казахам этот стиль пришел еще со времен саков, в VI-VII веках, в виде военных песен. Исполнялись они войском перед сражением, и тогда воинам смерть была не страшна. Казахский стиль горлового пения в исполнении нашего без пяти минут шамана Сералы на Алтае нашли высоким и чистым. Хочу ли я быть шаманкой? Ну уж нет! “Шаманить” женщинам разрешается лишь в старости. Иначе можно накликать на свою семью страшные несчастья. А вот горловому пению Сералы меня обещал научить. Кто не рискует - тот не выступает на курултае!

Милана ГУЗЕЕВА, фото Александра ИВАЩЕНКО, Семей

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar