Читайте также
10:09
Современный памятник из белого мрамора на могиле двух влюбленных: девушки Енлик из рода Найман и джигита Кебека из рода Тобыкты, ставших жертвами феодально-социальных отношений второй половины XVIII века в Казахстане. Памятник находится в горах Шынгыстау Абайского района Восточно-Казахстанской области на автомобильной дороге между Семеем и поселком Караул. Он был установлен в 1960 году местной молодежью как дань уважения одной из самых красивых пар влюбленных в казахской степи.
Оставить комментарий
Современный памятник из белого мрамора на могиле двух влюбленных: девушки Енлик из рода Найман и джигита Кебека из рода Тобыкты, ставших жертвами феодально-социальных отношений второй половины XVIII века в Казахстане. Памятник находится в горах Шынгыстау Абайского района Восточно-Казахстанской области на автомобильной дороге между Семеем и поселком Караул. Он был установлен в 1960 году местной молодежью как дань уважения одной из самых красивых пар влюбленных в казахской степи.
На подлинность истории любви указывают многие произведения казахских авторов. В 1912 году в Семипалатинске вышла в свет поэма Шакарима Кудайбердиева «Несправедливое наказание», в которой автор дал свою трактовку основной темы поэмы «Енлик - Кебек», подчеркнув историческую достоверность описываемых событий, которые он отнёс к 1780 году. В 1917 году М. О. Ауэзов написал трагедию «Енлик - Кебек», которая многие десятилетия не сходит со сцен казахских драматических театров.
Соединив свои судьбы вопреки нравственным устоям, обычаям казахского народа, они были жестоко наказаны судом старейшин. В поэме «Енлик-Кебек» события развиваются на фоне вражды двух родов (Найман-Тобыкты), к которым принадлежат герои. В одном из родов тобыктинцев жил молодой батыр Кебек. В поэме Шакарима Кебек характеризуется как любимец рода, с пятнадцати лет отличившийся силой, жаждой жизни и подвигов, «душа с огнем», «брюнет, среднего роста, широкоплечий, добродушный, обходительный». Кебек решился отправиться к славившемуся в то время предсказателю-абызу Нысану, жившему в горах Шынгыстау с целью узнать свою судьбу. Нысан абыз предсказывает Кебеку, что тот через несколько лет умрет во цвете лет и сил, поруганный родичами и врагами из-за девушки «высокого роста, стройной, как газель, волосы черные, как крыло ворона, лоб высокий, глаза, как темная ночь осенняя и глубоки, как дно морское». Проходит немало времени. Однажды, чтобы развлечься Кебек с беркутом отправляется на охоту за лисами. Долго рыскал он по холмам и долинам, день клонился к вечеру, домой ехать далеко, аулов вблизи не видно. Выехав на сопку, Кебек увидел в одном из ушельев Шынгыса, недалеко от горы Хан, тонкой лентой вьющийся дымок. На него он и поехал, уверенный, что там найдет аул, приют на ночь. В этом небольшом ауле Кебека поразила красотой чудная девушка по имени Енлик. Они полюбили друг друга. Енлик была до этого просватана родителями за богатого и пожилого казаха рода Керей, большая половина калыма за нее была уплачена. Ей необходимо было или побороть в себе любовь или, нарушив обычай старины, соединиться с любимым, обрекая себя на месть и лишения. Нарушив обычай, молодые влюбленные в одну из темных ночей сбежали. У них появился сын. Но счастье длилось недолго. Род Енлик считая побег девушки оскорблением, начал мстить роду Кебека. Участились взаимные тяжбы, барымта (угон скота), нередко кончавшиеся убийствами. Наконец стороны обратились к посредничеству биев. Жестокий бий Кенгирбай был за наказание нарушивших обычай Кебека и Енлик. И сбылось предсказание Нысан-абыза, свершилось кровавое дело - казнь. На шею связанных Кебека и Енлик накинули аркан, перед смертью Енлик обратилась с прощальным словом к двум родам. Она не просит пощады, не молит оставить их в живых, с достоинством просит дать возможность попрощаться со своей любовью, с мужем Кебеком, похоронить их вместе в одной могиле, пожалеть невинного четырехмесячного сына. Ее последнее прощальное слово, выражающее право человека на жизнь и любовь, бросает вызов носителям жестоких, бесчеловечных нравов. Их привязали к хвосту лошади, и через несколько минут обезображенные трупы сбросили в приготовленную ранее яму. Никто не подобрал малютку казненных. Автор стремился поднять голос против несправедливости, жестокости. Несмотря на то, что не все в поэме совершенно, она была большой удачей автора, ибо стройность композиции, образность языка, новизна трактовки характеров главных героев внесли в развитие этого жанра определенную роль.
Народ хранит в памяти образы Енлик и Кебека, сохранилась могила на сопке под названием «Енлик-Кебек», им был воздвигнут памятник как символ любви, о них сложено немало песен, легенд. Строгий и величественный памятник влюбленным - Енлик и Кебек - и поныне бросает вызов трагической судьбе, доказывая силу Любви в средние века.
1. М. Хашимов «Памятники Центральной Азии». - Издательство «Сага», 2001 год.
2. Свод архитектурных и монументальных памятников Восточно – Казахстанской области. - Усть – Каменогорск, 2005.- С.123.