Здоровая нация — залог успешного развития страны
Физическое воспитание — наиболее эффективное средство обеспечения детей и молодежи умениями, подходами, ценностями, знаниями и пониманием активного участия в жизни общества, физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на формирование потребности в занятиях физкультурой и спортом, осознанной необходимости ведения здорового образа жизни. Такими постулатами обусловлена реализация в этом году проекта «Качественное физическое воспитание (КФВ) в Казахстане».
В Усть-Каменогорске, в рамках меморандума о взаимопонимании между Министерством просвещения Республики Казахстан и ЮНЕСКО (специализированное учреждение Организации Объединенных Наций), состоялась консультативная встреча «Продвижение политики качественного физического воспитания в Казахстане». Цель данной встречи — ознакомление участников с методологией ЮНЕСКО по политике в области качественного физического воспитания и обсуждение мероприятий по укреплению физического воспитания в рамках разработки национальной политики КФВ.
Представители Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану, лаборатории Национального научно-практического центра физической культуры Министерства просвещения РК, областных управлений образования, общественного развития, физической культуры и спорта, здравоохранения, директора региональных школ, учителя физкультуры, преподаватели ВКУ имени С. Аманжолова обсудили проблемы и перспективы преподавания физкультуры в школах и вузах.
Как было отмечено организаторами встречи, инвестирование в качественное физическое воспитание — это инвестиции в хорошее здоровье и благополучие, качественное образование и возможности трудоустройства, гендерное равенство и инклюзивность, что может напрямую способствовать реализации международных программ развития, включая цели устойчивого развития ООН. Целью проекта является продвижение политики КВФ в Казахстане. Проект поддержан Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК.
— Главная задача, тема сегодняшнего обсуждения профессионалами — это ведение важнейшего предмета в школе — физической культуры, программа качественного физического воспитания в Казахстане, — сообщила модератор, заместитель председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Елена Тарасенко.
По словам программного специалиста по вопросам социальных и гуманитарных наук Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану Максата Байбекова, у педагогов есть свои наработки, поэтому важен обмен опытом, в том числе между странами.
— Здоровая нация — это залог успешного развития нашего государства, — подчеркнула руководитель Управления образования ВКО Иннеса Чернышёва. — И базу для этого мы должны закладывать с самого раннего детства. Проводимая работа не должна сводиться только к массовому спорту и занятиям, которые обеспечивают государственный стандарт, но должна формировать отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни. И безусловно, эта работа должна проводиться системно и долгосрочно. Что у нас в области делается сегодня в этом направлении? В организациях образования имеется более 300 спортивных площадок, из них порядка 200 — волейбольных, так как волейбол у нас в настоящее время — один из самых массовых видов спорта. С каждым годом увеличивается количество футбольных полей. В регионе есть 28 спортивных школ, работает физкультурно-оздоровительный комплекс. Большое внимание уделяется детям, имеющим достижения в спорте, построены Дворец единоборств, легкоатлетический комплекс имени О. Рыпаковой, Центральный бассейн. Будем работать и дальше, привлекая детей к спорту, в том числе с участием наших замечательных учителей физической культуры.
В ходе совещания заведующая лабораторией Национального научно-практического центра физической культуры Министерства просвещения РК Аймен Мамырханова сделала подробный обзор текущей практики в сфере физического воспитания в Казахстане. Аналитические изыскания, проведенные в рамках проекта, выявили ряд вопросов, на которые следует обратить внимание. Так, назрела необходимость обновления концептуальных основ и модернизации содержания физической культуры. Это прежде всего несоответствие теории и практики, недостаточное проведение фундаментальных и социологических исследований по проблемам студенческой и школьной физической культуры и спорта.
По данным Комитета науки Министерства науки и высшего образования РК, за 1991 – 2022 годы было проведено всего 115 научных исследований, в том числе в области студенческого и школьного спорта — 22 (19 процентов от общего количества), из них — 14 (12 процентов) проектов по студенческому спорту, а лишь восемь (семь процентов) — по школьному спорту.
Среди проблем учителя-предметники физкультуры отметили необходимость введения учебников по предмету «физическая культура»; увеличения оплаты труда сельских педагогов, не имеющих достаточного количества часов; наращивания финансирования из госбюджета по обеспечению поездок детей на соревнования; подготовки спортивных психологов, спортивных медиков и другие.
Как было подчеркнуто в конце встречи, проектная деятельность направлена на обеспечение участия и вовлеченности всех групп заинтересованных сторон, причастных к реализации политики качественного физического воспитания. Данное мероприятие, устремленное на решение всех существующих проблем, является своевременным и общезначимым в жизни общества.
Ольга Юрьева