В ВКО разбирались в источниках коррупции и мерах её преодоления
На прошлой неделе в административном центре Восточно-Казахстанской области состоялось выездное заседание Общественного совета Агентства РК по противодействию коррупции. Наш регион удостоился такой чести из-за большого количества проблем, выявленных Антикоррупционной службой и волонтёрами. Как связаны между собой социальные проблемы ВКО и коррупционные риски? Какие нововведения в казахстанском законодательстве призваны остановить коррупцию? Как защитить бизнес от произвола чиновников? Эти и другие вопросы были рассмотрены с участием представителей местной власти, общественности и журналистов.
Предвидеть и пресечь
Казахстан намеревается к 2025 году войти в число 30 наиболее развитых экономик мира и вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Одним из условий вступления является реальная победа над коррупцией. Сегодня Актикор в Казахстане исходит из того, что проще создать условия, при которых совершение коррупционного преступления будет невозможно, чем ловить каждого нечистого на руку чиновника или бизнесмена.
— Превенция, то есть профилактика коррупционных правонарушений — основное направление нашей деятельности, — заявил председатель Агентства РК по противодействию коррупции Асхат Жумагалиев. — Здесь основной акцент сделан на устранение причин и условий, создающих основы для коррупции. Мы уже отошли от повальной регистрации уголовных правонарушений, палочной системы. Работаем на основе карты коррупционных рисков. Это аналитический документ с учётом конкретного региона, его специфики, конкретных участков. В нём показаны основные болевые точки, где больше всего проявлений коррупции, особенно в социально значимых сферах.
Восток Казахстана был выбран для проведения выездного мероприятия из-за того, что мониторинги, проведённые в нашем регионе Антикоррупционной службой и волонтёрами, выявили целый ряд крупных проблем и нарушений.
— Наша карта коррупционных рисков проецирована на карту социальных рисков области, — доложил первый заместитель руководителя департамента Агентства РК по противодействию коррупции по ВКО Талгат Башев. — Тем самым дала возможность обратить внимание не только на противодействие коррупции, но и на социально-экономическое развитие.
Болевые точки
По данным областного департамента Антикора, одной из наиболее болезненных для населения проблем является обеспечение углём. Газификация региона в скором времени не предвидится. А перекупщики ежегодно наживаются на перепродаже твёрдого топлива, искусственно вздувая цены. Поймать каждого мелкого перекупщика — нереальная затея. Департамент Агентства РК по противодействию коррупции по ВКО предложил другой путь — усиление конкуренции и предоставление людям альтернативных возможностей для приобретения угля. Для этого были созданы два дополнительных угольных тупика. Сегодня средняя цена за тонну составляет порядка 16 тысяч тенге.
Поистине золотым дном для злоупотреблений в ВКО является сфера добычи драгметаллов. Пока министерства индустрии и инфраструктурного развития и национальной экономики разрабатывают методики оценки ущерба, причиняемого стране незаконной добычей полезных ископаемых, Антикоррупционная служба ВКО предложила несколько путей искоренения криминала в сфере недропользования. Один из них — космический мониторинг выработок с предоставлением данных межведомственному департаменту «Казнедра». Другой — введение цифровой маркировки ювелирных изделий, позволяющей идентифицировать производителя, дату и место производства. Это позволит проследить путь изделия от производителя и импортёра до конечного потребителя, а заодно выявить продукцию, производимую нелегальным путём.
Болезненный вопрос, создающий почву для коррупции в ВКО, — это нехватка пастбищных угодий. По данным, озвученным Талгатом Башевым, благодаря совместной работе Антикора и местной исполнительной власти удалось вернуть 32,3 тысячи гектаров пастбищ, использовавшихся незаконно.
Фактором коррупционных рисков являются также долгострои. Ряд таких объектов в ВКО выявили волонтёры общественного объединения «Әділдік жолы». Председатель объединения Дидар Смагулов обозначил список объектов, которые, по мнению общественных активистов, стали жертвой коррупции и распила государственных средств. Реконструкция очистных сооружений и канализации в посёлке Алтайском Глубоковского района обошёлся бюджету почти в 719 миллионов тенге. По проекту новые очистные должны были быть сданы в эксплуатацию в 2019 году, однако по сей день не функционируют. Жители Алтайского обслуживаются старыми очистными сооружениями 1962 года постройки, которые были признаны аварийными ещё в 2012 году.
В своё время было широко разрекламировано строительство бассейна в селе Улкен Нарын. Стоимость проекта — более 666 миллионов тенге. Бассейн должен был быть построен в 2021 году, но волонтёры обнаружили, что работы не выполнены. Зато было заключено десять дополнительных соглашений. Срок последнего истекает 31 декабря 2023 года. Физкультурно-оздоровительный комплекс в селе Катон-Карагай стоил 911 380 миллионов тенге. Освоено уже более 89 процентов этой суммы, однако объект имеет целый ряд существенных недоделок, которые, по мнению активистов ОО «Әділдік жолы», не позволяют его эксплуатировать.
Список долгостроев, озвученный на заседании Общественного совета, был достаточно длинным. Самими громкими из них теперь займётся республика. Строительство моста через Бухтарминское водохранилище оказалось не по карману бюджету ВКО. Аналогичные проблемы с недостатком финансирования переживает злополучный Центр гематологии. Его строительство сейчас приостановлено, судьба объекта решается.
— Больной вопрос для ВКО — строительство спецЦОНа, — напомнил Талгат Башев. — По данному объекту ранее расследовалось уголовное дело в отношении бывшего руководителя управления государственных закупок и коммунальной собственности Мажанова. Нанесённый им ущерб восстановлен в полном объёме — более 74 миллионов тенге. Объект планируется завершить в рамках проекта ГЧП.
Бизнес честный и не очень
Проблема, однако, в том, что до тех пор, пока действуют дополнительные соглашения по уже выявленным долгостроям, никто не может обвинить подрядчика в нарушении договорных обязательств.
— Эти вопросы находятся на грани уголовного правонарушения и гражданско-правовых отношений, — констатировал Асхат Жумагалиев. — Предприниматели, которые причиняют ущерб, должны подлежать ответственности, вплоть до уголовной.
Антикор уже занимается судьбой наиболее крупных хищений. За последние полтора года силами Антикоррупционной службы были возвращены в бюджет выведенные из страны активы на сумму порядка 850 миллиардов тенге. Это живые деньги, которые были возвращены в валюте из-за рубежа из банков Лихтенштейна, Австрии, Объединённых Арабских Эмиратов. Возвращённые средства передаются государству для использования на социально значимые цели. Порядка 150 миллиардов тенге из возвращённых средств направляются на строительство школ и других объектов в сфере образования.
Коррупция не только способствует хищению государственных средств, но и сдерживает развитие честного бизнеса в стране. Выявлением таких барьеров занялась государственная Служба превенции. Более 18 тысяч предпринимателей по всей стране поделились своими трудностями и помогли сформировать список ключевых проблем.
— По всей стране местные исполнительные органы искусственно затягивали вопросы предоставления в аренду земли, направляя заявления граждан на рассмотрение земельной комиссии, — констатировал руководитель Службы превенции Саян Ахметжанов. — За 2020 - 2022 годы их было порядка 15 тысяч. По нашей рекомендации эта практика была прекращена. Теперь акиматы сами принимают решения.
Служба превенции пришла к выводу, что большинство проблем казахстанского бизнеса не связаны с несовершенством законодательства. Зачастую именно чиновники, не соблюдая действующие правила контроля, затягивают выдачу различных лицензий и разрешений. С 23 января текущего года совместно с Национальной палатой предпринимателей "Атамекен" был дан старт новому проекту, который называется «Бизнеске жол». На сегодня удалось решить порядка 500 реальных проблем людей, оказана помощь 24 тысячам предпринимателей.
— На вопрос госзакупок и налогообложения приходится четверть всех решённых вопросов, — признал Саян Ахметжанов. — К примеру, в прошлом году была внедрена программа WIPON. Она позволяет населению направлять в налоговые органы материалы по фактам невыдачи чеков. При этом ведомственный контроль за работой программы должным образом не осуществлялся. В погоне за показателями заявление могли подавать сами сотрудники налоговой службы либо их представители и родственники. Один из работников управления государственных доходов города Усть-Каменогорска воспользовался этим и применял с целью вымогательства средств с предпринимателей. Вымогатель осужден за мошенничество к шести миллионам штрафа с пожизненным запретом работать на государственной службе.
По линии государственных закупок основная проблема связана с несвоевременной оплатой исполненных договоров. Свыше 240 предпринимателей, в том числе жители Восточно-Казахстанского региона, смогли получить заработанные деньги лишь после вмешательства Антикоррупционной службы. Для устранения подобных случаев Минфин дорабатывает функционал портала государственных закупок с целью автоматического выявления задержек оплаты.
На пути у бизнесменов в ВКО возникают порой и совершенно неожиданные препятствия. Предприниматели посёлка Первомайского Шемонаихинского района не могли получать государственные лицензии на портале «E-License» из-за отсутствия населённого пункта в справочнике административно-территориальных объектов. Этот вопрос также пришлось решать вручную.
Ряд инициатив Службы превенции связан с ужесточением антикоррупционного законодательства. В их число входит уголовная ответственность за предложение взятки или за согласие её получить. Целая глава в Законе "О противодействии коррупции" называется «Конфликт интересов» и призвана исключить личную заинтересованность чиновников в принятии решений. А тех, кто был осуждён за коррупционные преступления, ждёт самый неприятный сюрприз — публичный реестр коррупционеров.
Ирина Плотникова
Фото автора