О том, как эффективно изучать государственный язык
В последнее время курсы по обучению казахскому языку становятся всё более популярными. Одни ученики приходят с начальным уровнем, другие — с продвинутым, третьи – хотят научиться свободно говорить. Школьных уроков для этого недостаточно. Мы решили обратиться в частный детский центр «Эйнштейн» и узнать, как у них обстоят дела с преподаванием казахского.
— Курсы по изучению государственного языка появились у нас со дня открытия, — рассказывает директор центра «Эйнштейн» Диана Лейн. — Я наблюдаю, что количество людей, желающих освоить казахский язык, постоянно увеличивается. В наш центр на занятия ходят как дети, так и взрослые, то есть это люди от пяти до 50 лет. У детей знание казахского языка требует школьная программа, а вот среди взрослой аудитории причины изучения государственного языка бывают самыми разными. Кому-то это необходимо для работы, кто-то хочет выучить язык для общения, кто-то — просто для радости. Примечательно, что многие клиенты ходят на занятия не потому, что надо, а потому что интересно. И это очень важный критерий.
Чтобы вызвать неподдельный интерес, казаховед центра «Эйнштейн» использует разные приемы преподавания — от методики рифмовок до живой непосредственной игры. Во время занятий обучающиеся соревнуются в скорости, смекалке, играют в футбол и при этом произносят нужные слова и фразы на казахском. Так, легко и незаметно, прочно запоминают важные конструкции и предложения.
— На наши занятия уже третий год подряд ходит женщина по имени Наталья, у нее очень высокий уровень владения государственным языком. Речь идет о таком уровне, когда человек уже сам может преподавать, — рассказывает Диана Лейн. — Но даже при столь хорошем знании языка Наталья продолжает посещать наши курсы. Она говорит, что занятия нужны ей для общения и регулярной практики, так как в ее окружении нет подходящей среды.
Многие родители надеются, что ребенок сможет выучить государственный язык в школе, ведь он преподается с первого класса. Но этого не происходит. Почему — мы решили поинтересоваться в центре «Эйнштейн».
— На мой взгляд, главная сложность в том, что методика преподавания казахского в школе не направлена на изучение разговорного языка, — объясняет Диана. — Из урока в урок детям дают учить новые слова, а как построить из них фразы, предложения — школьники не понимают. И это, конечно, боль современных родителей. Мой восьмилетний сын тоже три раза в неделю ходит на занятия к нашему педагогу. Дома за столом он свободно называет продукты на казахском языке, по дороге в школу мы обсуждаем с ним то, что видим вокруг, составляем предложения. И я вижу, что у ребенка есть интерес. Я и сама занимаюсь изучением государственного языка вместе с нашим казаховедом. В нерабочее время мы любим обсудить с ней какие-то интересные слова, которые встречаются в обиходе или, наоборот, уже не употребляются. Интересно обсуждать и частые ошибки, допускаемые при письме.
В центре «Эйнштейн» думают и над дальнейшим развитием преподавания государственного языка, ищут новые формы обучения, рассматривают возможности изучения языка в этносреде. Последнее, кстати, — это один из лучших способов изучения любого языка.
Ирина Краскова