В Зыряновске освятили икону, «нарисованную» с помощью натуральных минералов
По признанию священнослужителей, от нее веет теплом, несмотря на то, что рисунок сделан не восковыми красками, а… алтайскими минералами. Секрет – в магии камней, которые, как заверили зыряновские мастера, «дышат» и будят фантазию.
– Кто-то от наших картин чувствует тепло, кто-то – холод, – поделился руководитель камнерезного цеха Виктор Переверзев. – В нашей палитре все цвета радуги, которые объясняются присутствием солей меди, цинка, свинца, кадмия, висмута, золота, серебра, платины… Недаром наш край зовется Рудным Алтаем.
Рабочим материалом для художников-камнерезов служат змеевики, гранит, яшма, нефрит, халцедон, агаты, чароит, кварц, сланец… Для каждого пейзажа, каждой детали мастера подбирают свой минерал, свой слой цветов и оттенков. Врезы приходится выпиливать и подгонять с микронной точностью. Это филигранная работа, которая невозможна без врожденного художественного чутья. Настоящий мастер всегда увидит в срезе нужный рисунок – камень сам подскажет сюжет. Обычный вроде булыжник после обработки может стать вазой с уникальным рисунком. А может уйти в отвал. Как правило, из привезенной грузовиком партии минералов выбраковывается две трети, на картины вообще идет не больше десятой доли процента!
– Весь рабочий материал мы заготавливаем летом, когда камни согреты, – рассказал Виктор Переверзев. – Специалисты перелопачивают тонны породы. Каждый камень затем нумеруется, заносится в картотеку и электронную базу данных. Художники должны знать, что у них в запасе. Конечно, проще расколоть камень на месте и не тащить за десятки, а то и сотни километров. Но в таком случае есть риск испортить уникальную картинку.
Действительно, в простом срезе камня можно увидеть целый этюд: с деревьями, травой, цветами, даже фигуры людей, животных и птиц угадываются. Такие миниатюры, как правило, дарят агаты. Их можно подсветить свечой и разглядывать часами, приводя в порядок мысли. С почтением художники относятся и к яшме с западноалтайской речки Громотуха. Этот камень играет, словно мозаика.
Техника, которую применяют зыряновские мастера, позволяет использовать в каменной «живописи» полутона. Таким искусством, по словам камнерезов, больше не владеют нигде в мире! Зыряновцы даже освоили передачу отражения на воде, хотя это трудная задача для традиционного рисунка красками и карандашом. Чтобы добиться естественности, художники вынуждены перебирать сотни, тысячи образцов! Находить «родные» кусочки и подгонять их так, чтобы глаз зрителя не заметил ни одного стыка. «Сложнее техники я не знаю», – признался руководитель цеха.
У созерцания каменных картин есть свой секрет. Чтобы увидеть пейзаж во всей красе, свет должен быть не прямым, рассеянным и достаточно сильным. Мало освещения – вода на каменном пейзаже не светится, рисунок жухнет. Много – тонет в бликах. Но если найдена золотая середина, каменное полотно наградит магическим чувством мгновения и вечности.
Последнее произведение зыряновских камнерезов – икона – родилось не случайно. Идею подсказала сама жизнь, вернее, общее уважительное отношение к вере в Казахстане.
– Вместе с духовными традициями мы решили возродить и старинное искусство церковной каменной мозаики, – заметили мастера. – Мозаики из наших, алтайских, минералов.
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область