В Восточном Казахстане многие плотины находятся в частной собственности
Нужно только передать общее, а значит – ничьё в руки «эффективных собственников», и всё у нас будет прекрасно. Примерно так пели нам сладкоголосые песни различные либералы и рыночники лет 15-20 назад. Передали… Нет, вернее, не передали, а поделили между собой сильные мира сего. И что же?
Наводнение, как и любое стихийное бедствие, показывает, как всё есть на самом деле, а не в бодрых рапортах чиновников. Хотя при наводнении воды и много, но концы в этом случае в воду не спрячешь. И взятку небесной канцелярии не дашь. Вот наводнение и выявило всю мерзкую и страшную картину деятельности «эффективных собственников» и бездарных и равнодушных чиновников. 11 марта после прорыва плотины водохранилища в селе Кызыл-Агаш Алматинской области погибли 40 человек. Оказывается, и плотина, и водохранилище находятся в частной собственности. Хозяин продавал воду сельчанам на полив по 23 тенге за куб.м. Его годовой доход примерно равнялся 276 млн. тенге. Но ни единого тиына он не вложил в ремонт и укрепление плотины. Он даже не сделал спуск воды накануне бурного таяния снегов. Ему выгоднее накопить побольше воды, чтобы потом больше её продать. Наверное, такая самоуверенность объясняется тем, что сын хозяина водохранилища работает прокурором Талдыкоргана. Вот и «нахозяйничал» агашка на 40 трупов, 12 погибших – дети.
Прибыль любой ценой, всё, что не даёт прибыль – не имеет права на существование. Таков основной принцип капитализма. Поэтому и узнали ещё не отошедшие от ужаса стихии, шока и боли от потери родных кызыл-агашцы, что они, оказывается, уже в долгах, как в шелках. Из ещё неполученной ими компенсации в 121 тыс. тенге, уже высчитывают за проживание в гостиницах и питание.
И в Восточном Казахстане, оказывается, многие плотины и водохранилища находятся в частной собственности. Например, вблизи села Завидное. И там собственник тоже «эффективно хозяйствует»: каналы сброса воды не очищены, шлюзы не открыты. В итоге был допущен разлив водоёма. В Абайском и других районах затопления произошли по вине нерадивых чиновников. Ещё в декабре акимам городов и районов было дано поручение обследовать все водоёмы, очистить каналы, стоки, шлюзы, проверить плотины и дамбы. Но самоуспокоенность и полная оторванность чиновников от повседневной жизни народа дала свои результаты. Восточно-казахстанцев спасает погода – держатся морозы и нет резкого потепления, таяние снегов идёт постепенно. После трагедии в Кызыл-Агаше государство бросило в паводкоопасные регионы, а главный из них – ВКО, мощный десант спасателей и техники из других областей страны. Борьба со стихией идёт самыми жёсткими директивными методами. Техника пробивает дорогу, спасатели вывозят людей из опасных районов, части подразделений МЧС укрепляют плотины и дамбы, благо, время, благодаря заморозкам, есть. Много разрушений, особенно в Тарбагатайском районе, погибло более 100 тысяч голов скота, но, слава Богу, человеческих жертв удалось избежать. Особенно в тяжелом положении село Жантикей. Жители этого села в телесюжете канала КТК сказали, что такая большая область не может помочь маленькому селу. Сельчане сами заправляли всего 2 машины, пришедшие к ним на помощь. Но все же, будем надеяться, что самого страшного не произойдёт и когда начнётся потепление.
Конечно, всё это нужно было делать раньше. Пробивать дороги, укреплять дамбы и плотины, проверять их техническое состояние, завозить в особо заснеженные районы палатки, запас тёплых вещей, продовольствия, лекарств. Ведь случалось так, что в отрезанных снегом от остального мира сёлах нечего было есть. Заранее нужно было предусмотреть план вывода скота в безопасное место. Фактически, в таких условиях нужно действовать по законам военного времени. Только война в данном случае идёт со стихией.
Но работать на опережение и мобилизовать население нынешняя власть, особенно на низовом уровне, увы, практически не в состоянии. Вспоминаю, как велась борьба со снегом в советское время. На расчистку улиц, дорог выходили все – рабочие, комсомольцы, солдаты. Самому доводилось в комсомольскую юность не раз помахать лопатой. И ничего – для здоровья полезно, и дело нужное, общее. Казалось бы, ничто не мешает действовать так и сейчас. Почему бы не вывести на расчистку дорог солдат? Да и не только солдат, но и использовать армейскую технику. Советская Армия выходила. Разве не могли расчистить снег студенты вузов, хотя бы возле своих учебных заведений? Конечно, всё это можно сделать, но мешает этот проклятый капитализм с частной собственностью. Ведь как народ рассуждает: за дорогами закреплены организации, им за это платят из бюджета – вот и пусть пурхаются. А силёнок-то при таком снеге у организаций не хватает. Попробуй, выгони на расчистку снега студентов – ведь они платят за учёбу, вот пусть дворники и убирают. Также рассуждают и жители домов – я плачу в КСК, уборка- это дело дворника. А при такой зиме даже если нанять в дворники Геракла, вряд ли он справится. Вот и выходит, что ни «скорые», ни такси, ни личные машины проехать во двор не могут, но никому и в голову не придет взять в руки лопату. А ведь расчистка дороги во дворе – дело десятка нормальных мужиков за полчаса. Но не позволяет пофигизм, и принцип «Я плачу – пусть другие решают». Сломалась не только способность власти мобилизовать народ, но и способность самого народа к мобилизации. В итоге мы проиграли борьбу и с малым паводком – на улицах и во дворах. Фактически, снег сейчас убирают на субботниках только самая мобилизационная часть нашего общества – низовые госслужащие, учителя, врачи. В сводках областного акимата приводятся лишь единичные примеры, когда жители активно участвуют в борьбе против стихии. Да и то, это примеры из сельской местности. Выходит, что не так уж и хорош капиталистический принцип «за всё оплачено»? Бывают ситуации, когда деньги совсем не спасают, а нужны единство и сплочённость.
Борьба с паводком ещё долго будет темой № 1, большая вода ещё впереди. Как налаживать жизнь в пострадавших районах, компенсировать людям убытки, как восстановить поголовье скота, не допустить дефицита мяса и роста цен на него. Как быть с ребятишками, которые фактически не учились. Как построить новое жильё до холодов. Эти и многие другие вопросы сейчас стоят на повестке дня. И самое главное – нужно помнить о тех, кто погиб от жадности и безответственности «эффективных собственников». Тех, кто своей смертью показал нам простую истину – так больше жить нельзя.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ
Послесловие. Побывавший в ВКО вице-премьер Умирзак Шукеев принял неоднозначное решение. Вдобавок к существующему областному штабу по противопаводковым мероприятиям, он образовал еще и оперативный штаб, который возглавил аким Усть-Каменогорска Ислам Абишев. В кулуарах сразу заговорили, что это верный знак того, что следующим акимом области, как и предполагается уже давно по слухам, будет Ислам Абишев. Или, наоборот, таким образом сделать из него «козла отпущения» в случае чего. Вообще, конечно, ситуация интересная, ее уже окрестили как своеобразное двоевластие. Впрочем, эти маневры уже из области высокой политики, и это совсем другая тема. Сейчас главное – пережить паводок. А под чьим руководством – не так уж и важно. А пока вода начинает показывать свой норов и в довольно благополучном в этом отношении Усть-Каменогорске. Угроза подтопления нависла над домами 22 микрорайона, некоторыми улицами Меновного, Ахмирово, других районов. Принимаются все необходимые меры для предотвращения затопления.