Читайте также
23:35
О некоторых вопросах применения Закона Республики Казахстан
О некоторых вопросах применения Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне"
Оставить комментарий
Семипалатинский испытательный ядерный полигон (далее СИЯП) расположен на пересечении трех областей Казахстана: Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской и занимает площадь 18 тыс. кв. км. За время функционирования СИЯП (1949-1989 годы) на его территории было проведено 466 ядерных испытаний, в том числе 30 наземных, 88 воздушных и 348 подземных ядерных взрывов, при этом 13 взрывов повлекли за собой выброс радиоактивных газов в атмосферу.
Указом Президента Республики Казахстан от 29 августа 1991 года N 409 Семипалатинский испытательный ядерный полигон был закрыт. Нормами Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" (далее - Закон), установлены территории, подвергшиеся воздействию ядерных испытаний. К ним отнесены территории, подразделяющиеся на зоны чрезвычайного, максимального, повышенного, минимального радиационного риска и территорию с льготным социально-экономическим статусом.
Преамбула Закона указывает, что испытания ядерного оружия, проводившиеся в течение 40 лет, причинили невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, вызвали рост общей заболеваемости и смертности населения. Территории Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской областей, прилегающих к полигону, признаны зоной экологического бедствия. Все более пагубно сказываются отдаленные последствия ядерных испытаний, которые передаются из поколения в поколение.
Указанным Законом предусмотрены гарантии и компенсации гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний, статус которых подтверждается выдаваемым удостоверением, и меры социальной поддержки населения, проживающего на перечисленных в Законе с исчерпывающей полнотой территориях административно-территориальных единиц.
Например, территория г.Усть-Каменогорска отнесена Законом к зоне повышенного радиационного риска, а значит, население проживающее на территории г.Усть-Каменогорска имеет право на дополнительную оплату труда в размере 1,5 месячных расчетных показателей и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 10 календарных дней.
Несмотря на это, имеют место случаи, когда некоторые работодатели стали отказывать своим работникам, проживающим и работающим на территориях, подвергшихся воздействию ядерных испытаний, в предоставлении дополнительной оплаты труда и отпуска, мотивируя отсутствием у них специального удостоверения, подтверждающего статус пострадавшего.
В этой связи, во избежание неправильного толкования закона, которое может повлечь нарушение прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, назрела необходимость разъяснить правильное толкование и применение ст.13 Закона, регламентирующую социальную поддержку населения проживающего и работающего на загрязненных территориях.
Следует отметить, что проблемы по правильному применению данного законодательного акта возникли не с момента его издания (18 декабря 1992 г.), а с недавнего времени, и не в силу внесения каких-либо изменений или дополнений в действующий закон, а ввиду того, что, по мнению некоторых работодателей, закон до недавнего времени неверно трактовался и соответственно неправильно применялся.
Сторонники данной позиции исходят из того, что учитывая цели и задачи закона, призванного обеспечить социальную защиту граждан, пострадавших вследствие длительных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне к таковым следует относить категорию граждан, указанных в ст.10 Закона – граждан проживавших, работавших или проходивших службу на этих территориях в период с 1949 по 1990 годы.
Однако такой подход неверен по следующим основаниям. Рассматриваемый закон определяет условия предоставления социальных компенсаций и льгот гражданам, дифференцируя их по следующим критериям: территория проживания; время и срок проживания; пол, возраст, отношение к труду и воинской службе, потеря здоровья. При этом территория проживания и время проживания являются самостоятельными критериями, которые могут учитываться как в отдельности, так и в совокупности.
Категории граждан, признанных пострадавшими вследствие ядерных испытаний, а также предоставляемые им льготы и компенсации, перечислены в статьях 10 и 12 Закона.
Таким образом, лицо, независимо от возраста и статуса, проживающее на территории, загрязненной вследствие ядерных испытаний имеет право на социальную поддержку, предусмотренную статьями 13 и 14 Закона.
Закон дифференцирует социальные компенсации и льготы в зависимости от влияния зоны радиационного риска на человека. Основой такого различия является не само место жительство в географическом смысле слова, а влияние на здоровье человека неблагоприятной среды проживания.
Объем компенсаций и льгот лицам, покинувшим зону радиационного риска, является меньшим по сравнению с тем, который предоставляется гражданам, проживающим на данной территории, т.к. законодатель принимает во внимание отсутствие вредного влияния на них среды пребывания после выезда.
Нормы других законодательных актов также корреспондируются с положениями данного Закона.
В соответствии со ст.154 Трудового Кодекса Республики Казахстан гарантии для работника, осуществляющего трудовую деятельность в зонах экологического бедствия и радиационного риска, устанавливаются законами Республики Казахстан.
Более детальная реализация гарантии оплаты труда отражена в постановлении Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года N1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий», где предусмотрено, что дополнительная оплата труда осуществляется работникам за проживание на территориях ядерного испытания Семипалатинского полигона.
В соответствии с п.4 ст.23-1 Закона Республики Казахстан от 25 апреля 2003 г. "Об обязательном социальном страховании" предусмотрено, что размер социальной выплаты по беременности и родам определяется путем умножения среднемесячного размера дохода, полученного за последние двенадцать календарных месяцев перед наступлением социального риска, на коэффициент 4,2, в случае осложненных родов или рождения двух и более детей - 4,7.
При определении размера социальной выплаты на случай беременности и родов женщинам, проживающим на территориях, подвергшихся воздействию ядерных испытаний, применяется коэффициент 5,7, в случаях осложненных родов или при рождении двух и более детей - 6,2.
В соответствии с п.14 «Инструкции о порядке применения Положения о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Казахстан», утвержденного Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 1 января 2001 года N 1, предусмотрено, что служба лиц начальствующего и рядового состава, в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, зонах экологического бедствия, районах, прилегающих к Семипалатинскому испытательному ядерному полигону, а также в высокогорных местностях (по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан) засчитывается в выслугу лет для пенсионных выплат на льготных условиях со дня прибытия в эти районы и местности из других районов (дата прибытия указывается в приказе).
Таким образом, учитывая, механизм вредного воздействия ядерного оружия на прилегающую территорию, законодатель обоснованно исходил из того, что последствия ядерных испытаний имеют вредные последствия не только на граждан, проживавших на этих территориях в период их проведения, но и на граждан, использующих эту территорию после проведения испытаний.
В настоящее время разрешение судебных споров по данной категории дел не вызывает сложностей, т.к. имеется сформировавшаяся судебная практика, поэтому, гражданам, проживающим и работающим на территориях, подвергшихся воздействию ядерных испытаний, в случае необоснованного отказа работодателем в предоставлении дополнительной оплаты труда или дополнительного отпуска, следует обращаться в суд за восстановлением нарушенных прав.
Судья Усть-Каменогорского
городского суда ВКО
Толенди Касимов