menu
person

08:23
Курить – здоровью вредить
Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 13 мая

Срочное повышение акцизов на табачные изделия. Этого требует статья 6 Рамочной Конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, поскольку действующая ценовая политика не отвечает требованиям Конвенции.
Данное требование определено как одно из самых приоритетных направлений в 2011-м и последующие годы участниками круглого стола, которое состоялось сегодня в Мажилисе на тему: "Гармонизация казахстанского законодательства согласно Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака".
Вступительным словом заседание открыла председатель Комитета по социально-культурному развитию Динар Нукетаева:
"Позвольте мне от имени Мажилиса Парламента Республики Казахстан и от себя лично приветствовать вас на этом мероприятии.
Сегодняшний круглый стол, посвящен очень актуальному вопросу: "Гармонизация казахстанского законодательства согласно Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака".
"Здоровье народа – главное богатство страны, и оно относится к разряду стратегически важных вопросов",- подчеркнул Глава государства, определяя сокращение потребления табака в качестве задач по реализации о долгосрочного приоритета Стратегии "Казахстан-2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев".
Президент страны – Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании в 2010 году "Новое десятилетие – новые возможности для Казахстана" особенно подчеркнул важность формирования здорового образ жизни для улучшения качества жизни казахстанцев.
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что Казахстан переживает табачную эпидемию – 4,2 миллиона казахстанцев курят, резко возросло потребление табачных изделий казахстанцами – в 4 раза! Всего лишь за несколько лет транснациональным табачным корпорациям удалось добиться того, что на каждого казахстанца приходится по 8! сигарет в день. Это привело к тому, что вследствие болезней, ассоциируемых с курением, в Казахстане ежегодно умирают более 25 тысяч человек.
Тем не менее, в целях противодействия табачной эпидемии, в 2007 году Казахстан ратифицировал Рамочную Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака, что стало толчком для улучшения законодательства. Уже в 2007 был принят полный запрет рекламы табачных изделий в Законе Республики Казахстан "О рекламе", а в 2009 вступил в силу Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения" – единственный закон на территории стран СНГ, который дает основания ужесточать антитабачную политику и усиливать деятельность по контролю за табакокурением в стране.
Надеюсь, что сегодняшняя встреча послужит дополнительным стимулом в реализации намеченных задач и позволит достигнуть ожидаемых результатов. Желаю всем плодотворной работы!
В работе сегодняшнего круглого стола принимают участие депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, директор Глобальной инициативы ВОЗ "Без табака" господин Дуглас Бетчерд, Чрезвычайный и Полномочный посол Федеративной Республики Бразилия в Казахстане господин Фредерико Мейер, экономический советник директора Глобальной инициативы ВОЗ "Без табака" госпожа Аида Юрекли, представители министерств, государственных органов, общественных организаций и СМИ".
На заседании отмечалось, что Республика Казахстан стал одной из первых стран СНГ, которая в 2004 году присоединилась к Рамочной Конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ), а в ноябре 2006 года своевременно ратифицировала, тем самым подтвердив курс на "оздоровление нации" и внедрение эффективных мер по противодействию глобальной табачной эпидемии. Таким образом, Казахстан наряду с другими 166-ю странами, ратифицировавшими РКБТ, открыто заявил, что готов выполнять международные обязательства по контролю табакокурения во благо здоровья населения.
За последние три года казахстанское законодательство сильно продвинулось вперед в части охраны здоровья населения и повышения качества жизни казахстанцев. Благодаря нормам Закона Республики Казахстан "О Рекламе" (от 19 июля 2007) и Кодекса Республики Казахстан "О здоровье населения и системе здравоохранения", который вступил в силу в сентябре 2009, Казахстаном были достигнуты следующие международные обязательства РКБТ ВОЗ:
1. полностью реализованы положения статьи 8 "Защита от воздействия табачного дыма"
2. полностью реализованы положения статьи 16 "Продажа табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними";
3. частично выполнены положения статьи 13 "Реклама, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий" в части полного запрета рекламы табачных изделий. Запрет спонсорства предстоит Казахстану в 2011 году.
В то же время при условии качественного и высокопрофессионального исполнения подзаконных нормативно-правовых актов Министерства здравоохранения РК в рамках реализации Кодекса, в 2010 также возможна полная реализация статей РКБТ ВОЗ:
• статьи 9 "Регулирование состава табачных изделий ,
• статьи 10 "Регулирование раскрытия состава табачных изделий
• статьи 11 "Упаковка и маркировка табачных изделий" Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака.
Эксперт Всемирной организации здравоохранения – д-р Дуглас Бетчерд (директор глобальной инициативы "Без табака", штаб-квартира ВОЗ) отметил, что важнейшим достижением по усовершенствованию казахстанского законодательства в области охраны здоровья населения и контроля табакокурения стал Кодекс Республики Казахстан "О здоровье населения и системе здравоохранения", который по праву считается самой успешной законодательной инициативой среди стран СНГ. Эксперты ВОЗ высоко оценили успехи казахстанского законодательства, так как многие положения статьи 159 "профилактика и ограничение табакокурения, алкоголизм" Кодекса полностью международные требования РКБТ ВОЗ. В то же время многие казахстанцы благодарят за возможность дышать воздухом без табачного дыма, а тема "бездымной политики" стала самой обсуждаемой в прессе в 2009 году.
Вместе с тем, эксперты ВОЗ особо акцентировали внимание участников круглого стола на срочную необходимость внедрения эффективных графических предупредительных надписей (пиктограмм) на пачках табачных изделий, фотоизображений о пагубных последствиях использования табака, вреде курения. По самым скромным расчетам, только в Казахстане благодаря эффективным фотоизображениям о вреде курения на пачках сигарет, более 1 миллиона курильщиков могут оставить опасную привычку навсегда (210.000 человек бросят сигарету незамедлительно и еще 840.000 в последующие три года).
В целях дальнейшей гармонизации казахстанского законодательства согласно международным нормам внедрения эффективных мер по противодействию табачной эпидемии, участники круглого стола – депутаты Парламента, представители Правительства, общественных и международных организаций, определили самые приоритетные направления в 2011-м и последующие годы:
- запрет спонсорства табачных изделий, как того требует Статья 13 РКБТ "Реклама, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий";
- срочное повышение акцизов на табачные изделия, как того требует Статья 6 РБКТ "Ценовые и налоговые меры по сокращению спроса на табак", поскольку действующая ценовая политика не отвечает требованиям Конвенции.
Только при условии повышения акцизов на табачные изделия, полного запрета спонсорства, разработки нормативно-правовых актов, постановлений Правительства, которые полностью отвечают наиболее успешным примерам международной практики и самым высоким требованиям Рамочной Конвенции возможно создание грамотной системы контроля табакокурения в Казахстане и внедрение эффективных мер противодействия табачной эпидемии.

***

ДЕПУТАТ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК ГУЛЬНАР СЕЙТМАГАНБЕТОВА "ГАРМОНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОГЛАСНО РАМОЧНОЙ КОНВЕНЦИИ ВОЗ ПО БОРЬБЕ ПРОТИВ ТАБАКА":
Республика Казахстан стала одной из первых стран СНГ, которая в 2004 году присоединилась и 2006 году ратифицировала Рамочную Конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, тем самым подтвердив курс на "оздоровление нации" и внедрение эффективных мер по противодействию глобальной табачной эпидемии. Таким образом, Казахстан наряду с другими 166-ю странами, ратифицировавшими Рамочную Конвенцию, открыто заявил, что готов выполнять международные обязательства по контролю табакокурения во благо здоровья населения.
Задолго до ратификации Рамочной Конвенции ВОЗ, благодаря положениям Закона Республики Казахстан "О профилактике и ограничении табакокурения", от 10 июля 2002 года, Казахстан полностью выполнил обязательства по запрету продажи табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними, которое в настоящее время регламентируется Статьей 16 РКБТ.
Первым достижением после ратификации Конвенции по приведению казахстанского законодательства в соответствие с международными обязательствами, стал полный запрет рекламы табачных изделий, в соответствии с принятым Законом Республики Казахстан "О Рекламе" от 19 июля 2007. Статья 13 Закона "О Рекламе", запрещает:
• рекламу товаров (работ и услуг) с использованием элементов товарного знака или названия, известного как наименование табака и табачного изделия, которые прямо или косвенно предлагают табак и табачное изделие, за исключением географических указаний и фирменных наименований;
• рекламу табака и табачных изделий, в форме проведения различных мероприятий, в т.ч. розыгрышей, призов, лотерей, направленных на стимулирование спроса и интереса к табаку и табачным изделиям.
Таким образом, в 2007-м году выполнено еще одно из условий статьи 13 Конвенции, которая рекомендует "внедрение полного запрета на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий"
Важнейшим достижением по усовершенствованию казахстанского законодательства в области охраны здоровья населения стал Кодекс Республики Казахстан "О здоровье населения и системе здравоохранения" (Кодекс), который вступил в силу в октябре 2009 года. Многие положения статьи 159 Кодекса "Профилактика и ограничение табакокурения, алкоголизма" полностью отвечают требованиям Рамочной Конвенции.
Благодаря принципиальной позиции большинства депутатов Мажилиса, успешно внедрен полный запрет курения в общественных местах и тем самым в 2009 году были полностью выполнены международные обязательства Статьи 8 Конвенции "Защита от воздействия табачного дыма". Таким образом, Казахстан осуществил эффективные законодательные, исполнительные и административные меры по обеспечению защиты от воздействия табачного дыма на рабочих местах внутри помещений, общественном транспорте, пунктах общественного питания и в закрытых общественных местах. Эффективное исполнение полного запрета курения в общественных местах, стал настоящей первой большой победой над табачным дымом! Многие казахстанцы благодарят за возможность дышать воздухом без табачного дыма, а тема "бездымной политики" стала самой обсуждаемой в прессе в 2009 году!
Необходимо отметить, что в Кодексе также заложены нормы по исполнению следующих международных обязательств Конвенции:
• Статьи 9 "Регулирование состава табачных изделий", которая рекомендует странам внедрять методы по испытанию и измерению состава табачных изделий и выделяемых ими продуктов, а также регулирования этого состава и выделяемых продуктов
• Статьи 10 "Регулирование раскрытия состава табачных изделий", требующей от изготовителей и импортеров табачных изделий раскрывать правительственным органам информацию о составе табачных изделий и выделяемых ими продуктах
• Статьи 11 "Упаковка и маркировка табачных изделий", которая рекомендует в течении трех лет с момента вступления настоящей Конвенции в силу осуществлять эффективные меры по внедрению полного запрета использования табачных названий, вводящих в заблуждение потребителя, как-то "с низким содержанием смол", "легкие", "очень легкие" или "мягкие", то есть чтобы упаковка и маркировка табачных изделий не стимулировали продажу табачного изделия.
В рамках исполнения данных статей особенно хочется акцентировать внимание на внедрение графических предупредительных надписей (пиктограмм) на пачках табачных изделий, фотоизображений о пагубных последствиях использования табака, вреде курения. Так как по самым скромным расчетам, в Казахстане благодаря фото – изображениям о вреде курения на пачках сигарет, более 1 миллиона курильщиков могут оставить опасную привычку навсегда.
Несмотря на то, что положения статьи 159 Кодекса дают уверенные основания для осуществления Казахстаном выше-обозначенных международных обязательств, многое зависит от качества исполнения, уровня заинтересованности, компетентности и профессионализма исполнителей уполномоченного органа – Министерства здравоохранения РК. Только при условии разработки нормативно-правовых актов – приказов, постановлений Правительства, которые полностью отвечают наиболее успешным примерам международной практики и самым высоким, строгим требованиям Рамочной Конвенции возможно создание грамотной системы контроля табакокурения в Казахстане и внедрение эффективных мер противодействия табачной эпидемии.
В свете вышесказанного, хотелось бы отметить, что за последние три года казахстанское законодательство сильно продвинулось вперед в части охраны здоровья населения и повышения качества жизни казахстанцев, что полностью соответствует Посланию Нурсултана Назарбаева "Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев".
Таким образом:
• Казахстаном полностью реализованы международные обязательства РКБТ, статьи 8 "Защита от воздействия табачного дыма", статьи 16 "Продажа табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними";
• Выполнены обязательства по статье 13 – внедрение полного запрета рекламы табачных изделий. Внедрение запрета спонсорства табачных изделий является следующим шагом по исполнению соответствующих международных обязательств, которые Казахстану необходимо реализовать в течение пяти лет после ратификации Рамочной Конвенции, то есть в 2011 году.
• При условии качественного и высокопрофессионального исполнения подзаконных нормативно-правовых актов, в 2010 также возможна реализация статей 9, 10 и 11 Рамочной Конвенции.
Все это является немалым достижением Казахстана в деле улучшения здоровья нации. Однако, останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо предпринимать дальнейшие шаги по исполнению статей Конвеции, касающихся сокращения спроса у населения на табак. А именно по исполнению статьи 6 Конвенции – "Ценовые и налоговые меры по сокращению спроса на табак".
В странах ОБСЕ табачные налоги составляют не менее 55%, а по директиве Совета Европы (2002/10/ЕС) минимальный налог составляет – 70%. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения по уровню акцизов на табачные изделия, Казахстан среди стран СНГ занимает 10 место, после Киргизии. По уровню общего налогооблажения на 12-м месте, уступая Молдове – традиционному производителю табачного листа. Уровень России, где табачные изделия облагаются не менее 54%, а акциз ежегодно индексируются (минимум 6% от розничной цены, информацию о максимальной цене пачки производителей обязывают наносить на одну из наружных сторон упаковки) Казахстану придется "догонять" минимум 3 года.
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что настоящая ситуация казахстанского налогообложения табачных изделий, где суммарная доля всех налогов составляет не более 28%, а доля акциза не более 11%, привело к стремительному росту табачной эпидемии среди детей и подростков, что уже поставило под угрозу здоровье населения и развитие страны в целом. До сих пор сигареты можно купить за 40-50 тенге. Недавнее избирательное повышение цены на табачные изделия (сигарет стандартного размера от 40 до 60 тенге), является мизерным, и эта разница в 20 тенге – идет в прибыль только табачным компаниям, а не государству, так как акциз остается на маленьком уровне – всего лишь 12 тенге за пачку сигарет.
С учетом вышесказанного, считаю, что в ближайшие годы запрет спонсорства табачных изделий и срочное повышение акцизов на табачные изделия (как минимум 50 тенге за пачку сигарет) должны стать приоритетными направлениями по гармонизации казахстанского законодательства согласно международным обязательствам, данным Казахстаном в 2006 году. Тем более, что в рамках работы Таможенного союза, Казахстан будет обязан значительно повысить табачные акцизы до уровня российских цен.
В следующем 2011 году, Казахстан должен отчитаться по исполнению статьи 6 РБКТ – "Ценовые и налоговые меры по сокращению спроса на табак", которая обязывает осуществлять "ценовую политику в отношении табачных изделий, с тем, чтобы содействовать достижению целей в области здравоохранения, направленных на сокращение потребления табака". К сожалению, на сегодня действующая ценовая политика не отвечает требованиям Конвенции.
Таким образом, в целях гармонизации казахстанского законодательства с Рамочной Конвенцией ВОЗ, считаю целесообразным провести работу по повышению ставок акцизов на табачные изделия в качестве меры по сокращению потребления табака и законодательному закреплению полного запрета спонсорства табачных изделий, в соответствии со статьями 6 и 13 Конвенции ВОЗ.
В заключение хочу выразить надежду, что сегодняшнее обсуждение поможет дальнейшей гармонизации нашего законодательства в соответствии с международными обязательствами в части улучшения охраны здоровья населения и повышения качества жизни казахстанцев.

***

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОЛИЦИИ МВД РК ПОЛКОВНИКА ПОЛИЦИИ КАБДЕНОВ М.Т. "О МЕРАХ, ПРИНИМАЕМЫХ ОВД ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАПРЕТЕ КУРЕНИЯ":
21 августа 2009г. вступил в законную силу Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам здравоохранения".
В результате, на сегодняшний день, административным законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц, за продажу табака и табачных изделий.
18 сентября 2009 года Главой Государства подписан Кодекс Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения". Этим Кодексом установлен запрет на курение в отдельных общественных местах.
Данным Кодексом конкретизированы места, где запрещается курить (организации образования и организации для отдыха несовершеннолетних, организации здравоохранения, пункты общественного питания, крытые сооружения, предназначенные для массового отдыха, в том числе ночные клубы и дискотеки, музеи, библиотеки и лектории, железнодорожный, воздушного, морской транспорт, а также автобусы и маршрутные такси, аэропорты и вокзалы, государственные органы и организации, рабочие места, подъезды домов).
Следует отметить, что административная ответственность за нарушение запрета на курение введена в 2003 году.
Ежегодно, к административной ответственности за такие правонарушения привлекаются порядка 16-17 тыс. человек.
С принятием Кодекса, органами внутренних дел активизирована работа по выявлению правонарушителей, нарушающих запрет курения в отдельных общественных местах.
Так только с сентября 2009г. по март 2010г. органами внутренних дел проведены около 9 тыс. рейдовых мероприятий по выявлению фактов курения в отдельных общественных местах, в том числе в организациях образования (3385), пунктах общественного питания (1279), местах массового отдыха (3237) и иных местах, в которых законодательством наложен запрет курения (1078).
За первый квартал т.г. за нарушение запрета курения в отдельных общественных местах и в неустановленных местах на транспорте, к административной ответственности привлечено около 5 тыс. правонарушителей. За продажу табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет, к административной ответственности привлечено около 300 индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, в процессе реализации законодательства возникла необходимость совершенствования законодательства о запрете курения.
К примеру, статьей 336-1 часть 3 КоАП предусмотрена ответственности работодателя, который либо не выделил специальное место для курящих, либо не принял к ним мер за курение в неустановленных местах. Но это относится только к работодателю. Следовательно, при нарушении законодательства клиентами в увеселительных заведениях, владелец не несет ответственность. Т.е. законодатель не вменяет в обязанность предпринимателю следить за тем, кто и где из его клиентов курит.
Как указывалось выше, органами внутренних дел, в рамках своей компетенции предпринимаются все меры для надлежащей реализации законодательства.
Однако, хотелось бы отметить, что гражданским обществом, правоприменительная практика органов внутренних дел по выявлению и привлечению к административной ответственности, в большей степени принимаются как карательные меры.
Следует отметить, что органы внутренних дел лишь ведут борьбу уже с последствиями потребления табака.
Тогда как, профилактику табакокурения необходимо начинать на первоначальных стадиях его проявлениях (дошкольных учреждениях, школах и т.д.).
Следовательно, борьба с табакокурением, осуществляемая в рамках деятельности одного-двух ведомств (Министерства здравоохранения и внутренних дел) МОЖеТ не дать ожидаемых результатов, и в данной ситуации необходима консолидация всех государственных органов.
В этой связи и с целью достижения результатов в запрете и ограничении курения, а также учитывая значимость принятого законодательства, предлагаем:
1. Расширить круг государственных органов и их должностных лиц, обладающих правом выявлять правонарушения в сфере законодательства о запрете курения.
2. Создать орган, координирующий деятельность государственных органов.
3. Касательно увеселительных заведений, на наш взгляд, необходимо предусмотреть ответственность владельцев этих заведений.

***

ДИКАНБАЕВА С.А. "ГАРМОНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОГЛАСНО РАМОЧНОЙ КОНВЕНЦИИ ВОЗ ПО БОРЬБЕ ПРОТИВ ТАБАКА":
Ежегодно в мире табак убивает более пяти миллионов людей. Привыкание к табаку стало угрозой для общественного здравоохранения в таких масштабах, которые являются более крупными, чем опасность любого отдельно взятого инфекционного заболевания. Табачная эпидемия вызывает больше случаев смерти ежегодно, чем ВИЧ/СПИД и туберкулез, вместе взятые. Приблизительно 500 миллионов человек, живущих сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, умрут из-за табака. Эта цифра в ближайшие 25 лет утроится, предупреждают ученые-медики, и это, прежде всего, коснется стран Азии и Китая.
Ежегодно курение убивает 25 тысяч казахстанцев (вследствие рака легких, хронических обструктивных заболеваний легких, ишемической болезни сердца и других тяжелых недугов). Согласно данным экспертов, связанные с курением услуги здравоохранения составляют от 6% до 12% общих затрат здравоохранения.
Потребление табака приводит не только к затратам общества, связанных со здравоохранением и социальным обеспечением. Табакокурение способствует снижению производительности труда, ухудшению окружающей среды, потерям земель, которые могли бы быть использованы для выращивания продуктов питания, к разрушительным воздействиям, вызываемым неосторожным курением. Табакокурение имеет негативные экономические последствия.
Согласно данным исследований, проведенных нашим Центром, в Казахстане курит 27% населения старше 12 лет. Уровень курения в различных возрастных группах отличается, однако вызывает тревогу увеличение числа курильщиков не только среди младших возрастных групп, но и среди девушек и женщин. Если соотношение курящих женщин к курящим мужчинам в 2004 году составляло 1 к 5, то сегодня оно равно 1 к 3, а в возрастной группе 13-15 лет – 1 к 2. Самый высокий уровень курения женщин отмечается в возрастных группах 18-19 лет (20%) и 20-29 лет (17,2%).
В Казахстане с 1999 года реализуется национальная программа сокращения потребления табачных изделий, целью которой является снижение потребления табака и табачных изделий. С учетом ратификации Казахстаном Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака направления программы следующие.
1. Реализация и совершенствование нормативно-законодательной базы в области борьбы с табакокурением.
Большим достижением Казахстана явилось принятие Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", статья 159 которого включила и усилила основные положения Закона РК "О профилактике и ограничении табакокурения", принятого в 2002 году. В Казахстане действуют другие нормативные акты, запрещающие прямую рекламу табака и табачных изделий.
Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, одобренная Указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года № 216, определила одной из задач обеспечение устойчивого развития формирование здорового образа жизни. Среди мер по решению данной задачи – осуществление ограничения табакокурения, продажи табачных изделий в общих торговых залах, запрет на курение в общественных местах и на рекламу табачных изделий, антитабачную кампанию в средствах массовой информации, стимулирование отказа от курения в "группах влияния" – среди врачей, государственных служащих, работников образования.
В Казахстане реализуются Государственная программа реформирования и развития здравоохранения, в которой особое место занимают вопросы профилактики заболеваний и стимулирования здорового образа жизни. Программа "Здоровый образ жизни" на 2008-2016 гг. предусматривает усиление межсекторального взаимодействия и солидарной ответственности граждан, работодателей и государства за охрану здоровья и укрепление здоровья.
Функционирует система мониторинга за реализацией нормативных актов в области профилактики табакокурения.
2. Создание социально неприемлемого имиджа табакокурения в обществе. Увеличение числа некурящих среди подростков и молодежи до 25 лет.
Для создания социально неприемлемого имиджа табакокурения в обществе в Казахстане начато проведение широкой информационной кампании с распространением информационно-образовательных материалов и трансляцией видео-, аудиороликов, фильмов с привлечением политических и общественных лидеров, знаменитых людей страны, кумиров молодежи к пропаганде образа жизни без табакокурения.
Придается большое значение усилению деятельности СМИ в создании неприемлемого имиджа табакокурения в обществе. Некоторые трудовые коллективы, учебные сообщества, бизнес-сообщества начали внедрять систему мер поощрения образа жизни без табака.
Создана постоянно действующая система информирования и обучения детей, подростков и молодежи по проблемам табакокурения. Обучение детей, подростков и молодежи проводится на основе привития жизненных навыков с использованием инновационных технологий – дебатов, игр, компьютерных игр, вовлечение окружающего сообщества и т.д. Начато создание антитабачных информационных центров при школах, ссузах, вузах, домах молодежи. Формируется волонтерского движения среди подростков и молодежи по борьбе с табакокурением.
3. Значительное снижение числа курильщиков среди медицинских работников
1. Разработаны и внедрены нормативные документы, стимулирующие ведение и пропаганду медицинскими работниками и студентами-медиками образа жизни, свободного от курения. Отдельные медицинские организации разработали систему поощрения некурящих медработников и отказа от курения. Повышается роль ПМСП в проведении профилактических вмешательств по табакокурению. Создана сеть "Больниц, свободных от табачного дыма", пропагандирующих некурящий образ жизни.
4. Создание системы оказания помощи желающим бросить курить
В настоящее время идет процесс создания эффективной системы помощи в прекращении курения, которая включает в себя три наиболее важных компонента, доказавших свою эффективность во многих странах мира:
1. Все работники здравоохранения выявляют курильщиков и дают им краткие рекомендации по прекращению курения.
2. Специализированная помощь, предоставляемая специалистами и центрами, занимающимися помощью в прекращении курения профильно.
3. Использование эффективной медикаментозной помощи.
В настоящее время разработаны, утверждены в Министерстве здравоохранения и начат этап внедрения Алгоритмов пропаганды здорового образа жизни и профилактики поведенческих факторов риска на уровне ПМСП, в том числе по профилактике табакокурения. При разработке Алгоритмов учитывался лучший международный опыт. Есть еще проблемы в широком распространении данной практики, но мониторинг их внедрения показывает, что позиция медицинских работников становится более активной в отношении оказания помощи в прекращении курения. Центром проведены семинары-тренинги для врачей ПМСП и специалистов службы ФЗОЖ с приглашением международных экспертов. Кроме того, в рамках сотрудничества с Онкологическим центром им.Складовской-Кюри (Польша) группа медицинских работников г.Алматы посетила клинику по лечению табачной зависимости и ознакомилась с работой национальной телефонной линии в г.Варшава, Польша (2008 г.)
Таким образом, реализация национальной программы сокращения потребления табака и табачных изделий в соответствие с положениями Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака в Казахстане позволит снизить уровень потребления табака к 2015 году до 18,9%, к 2020 году – до 17,7%.

***

Садыкова д.ж. – директор национальной коалиции "За Казахстан, свободный от табачного дыма" "реакция табачного лобби на меры по контролю табакокурения в Казахстане":
1. Реакция на повышение акцизов на табачные изделия.
Еще в 2008 году Национальная Коалиция "За Казахстан, свободный от табачного дыма" при поддержке группы депутатов Мажилиса и Сената Парламента аргументировала значительное повышение ставки табачных акцизов: 40 тенге в 2009, 70 в 2010 и 100 в 2011 гг. Согласно экономическим расчетам подобное увеличение акциза на сигареты с фильтром позволило бы получить до 45,2 млрд тенге доходов в национальный бюджет уже в 2009 году и снизить потребление сигарет казахстанцами на 20%. Очевидно, что поддержание акцизных налогов на высоком уровне позволило бы улучшить качество и продолжительность жизни казахстанцев, повысить конкурентоспособность трудовых ресурсов и снизить общественные расходы на здравоохранение, а также снизить налоговую нагрузку на другие виды экономической деятельности.
Тем не менее, в 2008 году мощное табачное лобби в Правительстве и группы депутатов не дали пройти поправке в Сенате Парламента Республики Казахстан, несмотря на поддержку большинства депутатов и очевидность аргументов. "19ть голосов против 18-ти", один голос в пользу табачного лобби перевесил мнение 18-ти депутатов Сената, которые поддержали обращение Коалиции и молодежи по повышению акцизов на табачные изделия.
В 2009 году – 05 ноября Министерство Финансов официально заявило, что Казахстан планирует с 2010 года существенно повысить ставки акцизного налога на алкогольную и табачную продукцию: "В рамках вступления Казахстана в таможенный союз (ТС) с Россией и Беларусью в настоящее время министерством экономики и бюджетного планирования … рассматривается вопрос об увеличении ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия в более ранний срок, а именно с 1 января 2010 года до уровня 2011 года", Как отметил Министр финансов Б.Жамишев, "ставки акцизов на алкогольную продукцию в Казахстане гораздо ниже уровня российских. Это является невыгодным для Казахстана, так как одним из условий таможенного союза является обложение подакцизной продукции, поступающей из одного государства-участника ТС в другое по ставкам, применяемым для внутреннего производства". При этом Министр выразил однозначную поддержку повышению акцизов в целях противодействия распространению употребления алкоголя и сигарет среди детей и подростков.
Тем не менее, акцизные ставки ни в 2009 ни в 2010 на табачные изделия не были повышены и остались на прежнем уровне, без перспектив гармонизации с российскими ставками, даже в разрез с требованиями таможенного союза.
В 2010 году – вместо обещанного повышения акцизов на табачные изделия, 5 апреля 2010 выходит Постановление правительства Казахстана о повышении минимальной розничной цены на сигареты с фильтром. Причем цена на пачку сигарет длиной от 45 до 85 миллиметров установлена в размере 60 тенге вместо 40 тенге, а стоимость сигареты длиной от 87,1 до 160 миллиметров увеличилась с 50 тенге за пачку до 70 тенге. Таким образом, табачное лобби с легкостью повысило цену на дешевые сигареты сразу на 20-ть тенге, а ставки акцизы остались прежними, мизерными, без измнений.
При этом начальник управления администрирования акцизов Налогового комитета МФ РК так прокомментировал повышение цены: "Защита здоровья, защита как раз-таки наших детей, подростков, студентов. Мы повышаем, регулируем эти производственные вещи – табачные изделия. То есть здесь первый аспект – это защита населения, второй аспект – увеличение поступлений в бюджет…."
Для того, чтобы увеличить поступление в бюджет надо было повысить ставку акцизов, а не цену избирательно к разным видам табачных изделий, начальник управления не мог не знать об этом.. Теперь дополнительные 20 тенге с каждой пачки пойдут табачным кампаниям в карман, а не в национальный бюджет. Трогательная забота о сверхприбылях табачников? Отчего бы с тем же усердием не побеспокоится о бюджете своей родины…
В будущем, из многолетнего опыта компании в США, Южной Африке и Ямайке известно, что Филип Моррис стратегически реагировал на повышение налогов, поднимая цену на сигареты на величину, большую чем увеличение налога. Предполагалось, что такие действия позволили бы компании организовать общественную поддержку против последующего повышения налогов, возложив ответственность за повышение цен на правительство[1]
Внутренние документы компании показывают, что перед повышением налогов компания рекомендовала розничным продавцам и потребителям делать запасы. По мнению компании, это позволило бы во-первых, увеличить продажи непосредственно перед увеличением налогов, а во-вторых, уменьшить количество потребителей, решивших бросить курить, так как запасы снижают психологический шок от резкого повышения цен.
Реакция монополиста на увеличение налогов понятна, учитывая жизненный цикл типичного курильщика. Типичный покупатель сигарет начинает курить будучи молодым и бедным. С возрастом уровень его доходов возрастает и, соответственно, он будет приобретать более дорогие сигареты той же марки. Взрослые и очень состоятельные курильщики приносят большую часть прибыли, в то время как, молодые и бедные курильщики лишь незначительную ее часть. Текущая прибыль монополиста зависит от численности взрослого населения, пристрастившегося к курению. Сегодняшние молодые и бедные курильщики в будущем превратятся в состоятельных и пристрастившихся курильщиков. Иными словами, состоятельные курильщики являются в некотором смысле капиталом для производителя.
Возможно даже, что производителю выгодно продавать сигареты для молодых в ущерб текущей прибыли, но на самом деле является формой инвестиций в будущую прибыль. Такое перекрестное субсидирование дешевых марок более дорогими является оптимальной реакцией производителя на повышение налогов.
2. Реакция табачной индустрии на внедрение графических предупредительных надписей о вреде курения и раскрытия состава табачных изделий.
В 2009 при рассмотрении проекта Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" зафиксирован случай открытого лоббирования интересов табачных индустрии. 27 мая 2009, 15:00 в обсуждении расширенного заседания рабочей группы Сената посвященного разработке Кодекса принимали непосредственное участие директора двух ведущих табачных кампаний ("Филипп Морис" и "JTI Казахстан")! Установлено, что некоторые сенаторы лично организовали приглашение и участие табачных руководителей на заседание, способствовали прохождению иностранных граждан в стены Парламента
Категория: Казахстанские новости | Просмотров: 2393 | Добавил: yk | Теги: парламент, Казахстан, курение, здоровье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поделись новостью с друзьями в социальных сетях

avatar