Казахстанские вузы ждут перемен
Юлия Мамырбаева
В высшем образовании Казахстана намечается революция. В будущем отечественные вузы смогут получить то, за что давно ратуют их руководители, – автономию. Это новшество вкупе с другими важными изменениями было внесено на заключительном этапе рассмотрения государственной программы развития образования новым министром образования и науки Бахытжаном Жумагуловым, до недавнего времени возглавлявшим Казах¬ский национальный университет имени аль-Фараби. Нынешнее состояние и перспективы высшего образования министр на днях обсуждал с ректорами вузов. Об этом корреспонденту «Известий-Казахстан» Юлии Мамырбаевой рассказал один из участников совещания, директор департамента высшего и послевузовского образования Серик Омирбаев.
Известия-Казахстан: Совещание нового главы Министерства образования и науки состоялось в Алматы 21 октября, спустя месяц после назначения на должность. Удался ли диалог?
Серик Омирбаев: Вы правильно заметили, это был диалог. Министр образования предоставил возможность 135 ректорам вузов обозначить свое видение проблем, поделиться опытом их решения и выступить с предложениями по конкретным направлениям деятельности. Замечу, что совещание главы Минобразования с ректорами всех вузов страны проводится впервые. И я надеюсь, что подобная практика будет продолжена, так как она показала свою эффективность и необходимость в принятии коллегиальных решений по проблемам высшей школы. Эти проблемы носят системный характер: мы говорили о качестве высшего образования, инновационных технологиях, менеджменте в вузах, востребованности выпускников на рынке труда и многих других ключевых вопросах современного высшего образования.
И-К: Все эти вопросы поднимаются не впервые...
Омирбаев: Да, но совещание оказалось очень своевременным. Не забывайте, что мы – накануне приема государственной программы развития образования в Казахстане на 2011-2020 годы. В данное время в мажилисе парламента обсуждаются два законопроекта о внесении изменений и дополнений в законы об образовании и науке. Решения совещания обязательно найдут свое отражение в этих стратегически важных документах.
И-К: Какие цели ставят перед высшим образованием новая программа развития и новый министр?
Омирбаев: В первую очередь деятельность министерства нацелена на защиту интересов каждого студента. Высшие учебные заведения должны готовить кадры, которые будут востребованы работодателями. Не секрет, что сейчас выпускники наших вузов не в полной мере удовлетворяют требованиям рынка труда. Поэтому вузы должны незамедлительно реагировать на малейшие сдвиги и изменения социально-экономичекого развития. Для интеграции высшего образования и сферы труда сделано немало. Казах¬стан вступил в Болонский процесс. Система высшего образования реструктуризована и перешла на трехступенчатую модель подготовки: бакалавриат – магистратура – докторантура PhD. В образовательный процесс внедрена принятая в мировой практике кредитная технология обучения. В учебной деятельности активно используются новые информационные технологии. На сегодняшний день 42 вуза применяют технологии дистанционного обучения. Постепенно меняется взгляд на систему управления, находят свое место принципы корпоративного управления. Идет поэтапный переход от контроля качества к созданию системы обеспечения и гарантии качества образования, которая получила свое правовое закрепление. А самое главное – на законодательной основе закреплено привлечение работодателей к разработке государственных общеобязательных образовательных стандартов и типовых учебных программ по специальностям. Уже сегодня образовательные программы состоят из двух компонентов: обязательного и выборочного. Последний занимает в общей программе образования от 40 до 50 процентов. Это большое поле творчества для вуза и преподавателя. Вуз может предоставлять широкий спектр образовательных программ в рамках каждой специальности, что дает уникальную возможность подготовить именно тех специалистов, которые действительно востребованы. Все эти меры позволяют обеспечить качество системы высшего образования. Другое дело, что к реализации данных задач, как правило, подходят формально. Отсюда и низкое качество подготовки кадров.
И-К: Раз уж вы упомянули Болонский процесс, поясните, что он дает высшему образованию?
Омирбаев: Болонский процесс знаменует собой прежде всего интеграцию в европейское образовательное пространство. Его основные принципы, которым должны теперь соответствовать и казахстанские вузы, – прозрачность, сопоставимость дипломов и степеней. Речь идет о введении многоуровневой системы высшего образования и разработке общего подхода к контролю качества обучения. Вхождению казахстанских вузов в европейскую зону высшего образования способствует также международная аккредитация. Получение нашими вузами аккредатации в признанных зарубежных агентствах не только укрепляет международный имидж казахстанской системы образования, но и обеспечивает защиту прав граждан на образование за рубежом и трудоустройство на международном рынке труда. Кроме того, это стимулирует мобильность студентов и преподавателей, способствует признанию отечественных ученых на международном уровне. На сегодняшний день международную аккредитацию прошли восемь вузов, в том числе два национальных по двум десяткам образовательных программ.
И-К: Но что ожидает систему высшего образования в родных пенатах?
Омирбаев: На заключительном этапе рассмотрения государственной программы развития образования министр внес несколько существенных изменений. Я бы сказал, что именно в сфере высшего образования грядет поистине революционное обновление. В том числе вводится новая классификация вузов. Сегодня среди 149 высших учебных заведений страны есть национальные вузы, университеты, академии и институты. Однако не секрет, что данная классификация не имеет четких критериев. Вузы, несмотря на свой статус, особо ничем друг от друга не отличаются. Теперь же более четко определяются подходы к аккредитации и ее принципам. Кроме того, предусматривается создание реальных механизмов интеграции образования, науки и производства. Акцент сделан на формирование государственно-частного партнерства. Но самое главное, заложен путь к формированию автономии вузов. Это сильнейшая поддержка системы высшего образования страны. Благодаря этим и многим другим новшествам можно констатировать, что получилась программа не ради программы, а программа, направленная на качественное обновление всей системы образования. Именно так и должно быть.