15:29

2012 - год ТРЕВОГИ И НАДЕЖДЫ.

Вот и наступил загадочный и магический 2012 год.
   Вот и наступил загадочный и магический 2012 год. Мы подняли бокалы, встречая его первые мгновения. С какими чувствами и настроением ждали мы нового года? Как мы прожили год уходящий? Если каждый из нас ответит на эти вопросы честно, хотя бы для самого себя, то мы сойдемся на том, что встречаем новый год с тревогой. И для тревоги оснований предостаточно.
 
 
Угроза стабильности
   Предновогодняя пора ознаменовалась трагедией в Жанаозене. Пролилась кровь, погибли люди. Впервые за всю историю суверенного Казахстана вспыхнули массовые беспорядки с участием сотен, если не тысяч людей. Подробности этих страшных событий уже хорошо известны. Кстати, о теоретической возможности такого или подобного сценария наша газета уже писала еще в апреле завершившегося года, после президентских выборов (см. статью «После выборов: решить непростые задачи», «Flash!», №8(204), 21-30.04.2011г.). Вот некоторые выдержки из этой статьи: «Оппоненты действующей власти, судя по всему, сидеть, сложа руки, не собираются. Тот же Рахат Алиев не скрывает своих намерений дестабилизировать ситуацию в стране. Сделать это с помощью громкого заявления о том, что Китаю отдают казахстанскую землю – не удалось. Как проба сил были проведены митинги во многих городах, организованные партией «Алга!», которую, как говорят во многих СМИ, теперь взял под свое крыло Алиев. В Астане прошли акции ипотечников и дольщиков, а затем шахтеров с попыткой прорваться к президентскому дворцу. 
   Пока это были не совсем многочисленные акции, но следует обратить внимание, что радикализация таких действий нарастает. После выборов подобные попытки не прекращаются… Все эти «тревожные звонки» позволяют не исключать вариант, когда оппозиции все-таки удастся собрать более или менее многочисленную акцию и после ее силового прекращения обострить ситуацию. И воззвать о помощи к своим зарубежным покровителям». К сожалению, этот прогноз полностью подтвердился.
    В мае началась забастовка нефтяников в Жанаозене. Политологи сразу обратили ввнимание на её несколько необычный характер. За 20 лет рыночных отношений забастовки в Казахстане, впрочем, как и на всём постсоветском пространстве, были довольно редким явлением. Обычно такие трудовые конфликты завершались, когда адиминистрация либо производила частичные выплаты, либо ограничивалась обещанием погасить долги по зарплате. Требования повысить зарплату выдвигались рабочими не так часто. В Жанаозене же забастовали рабочие самой высокооплачиваемой отрасли в стране, причём с требованием именно повышения оплаты труда, доведения ее до уровня оплаты иностранных рабочих. Вторая особенность забастовки – массовость: участвовали сотни работников. Третья – упорство забастовщиков и длительность протеста. Забастовка, по сути, длится до сих пор. Судом она признана незаконной, более тысячи забастовщиков после этого были уволены, а руководитель профсоюза Наталья Соколова осуждена на 6 лет лишения свободы за разжигание социальной розни. Многие аналитики приходили к выводу, что в условиях практически абсолютной политической апатии народа, отсутствия какой-либо самоорганизации трудящихся, такая жесткость требований и намерение «стоять до конца» со стороны забастовщиков – явление почти аномальное. Говорить о том, что произошёл резкий рост классового самосознания нефтяников, не приходится. К тому же, немалая часть работающих на мангистауских нефтяных промыслах – оралманы, переселенцы из Узбекистана, Туркмении, Каракалпакии. Такой состав не позволяет даже с натяжкой говорить о какой-то «осознанной борьбе». Сразу возникло предположение, что за этой забастовкой стоят внешние силы. Одни политологи видели за этими событиями сепаратистов, сторонников отделения Западного Казахстана. Уже давно идут разговоры о том, что «агашки» из рода адайцев, проживающего на Западе, очень недовольны тем, что представителей этого рода мало во власти, а ведь нефть Запада кормит всю страну. Другие говорили о закулисных режиссёрах в лице того же Алиева или Аблязова, в компании с Госдепартаментом США. Кстати, есть информация, что за 2 дня до событий в Жанаозене побывала делегация посольства США. Если это так, то весьма странное совпадение, не правда ли? Как бы там ни было, но эта многомесячная забастовка – явление, конечно, уникальное для всего СНГ. Хотя бы на том основании, что всё это время забастовщикам и их семьям нужно было элементарно кушать. За счёт чего они существовали всё это время? Вряд ли многие откликнулись на призыв «скинуться» в поддержку забастовщиков. Сознание у наших рабочих еще не то – «своя рубашка ближе к телу».

   После того, как забастовка продлилась пару месяцев, стало понятно, что этой болевой точкой непременно воспользуются противники власти. Промах руководства здесь в том, что сначала конфликт просто игнорировали и замалчивали, надеясь, что свою роль сыграет фактор времени, и рабочие просто разойдутся. А потом забастовку начали гасить силовыми методами, включая посадки в тюрьму и массовые увольнения. В результате ситуация дошла до точки кипения. Нужно было только умело поднести спичку. И её поднесли. Причём именно в день 20-летия независимости.
    В том, что акция была заранее спланирована, лично у меня нет никакого сомнения. Это прекрасно видно по видеозаписи событий. Тут, естественно, возникает вопрос – а где же были наши доблестные спецслужбы? Почему не сработали на опережение? Скорее всего, сценарий акции разрабатывали те, кто уже имеет большой опыт разжигания «народного недовольства». Может быть, и те политтехнологи, которые устраивали события в Тбилиси, Каире, Ливии. Началось с малого – перекрытия прохода на площадь праздничной колонны, первые стычки с полицейскими, потом стали крушить сцену, ёлку, и далее уже пошёл эффект «снежного кома». Вполне естественное недовольство уволенных работников было направлено на разрушение, поджоги, мародёрство. Пока полиция отступила, чтобы взять табельное оружие, в городе уже бесчинствовала толпа. А психология озверевшей толпы – это самое страшное. В этом случае крушат всё и всех без разбора. Цель была достигнута – этот страшный вал докатился и до пригородного посёлка Тенге и железнодорожной станции Шетпе. Именно это и требовалось организаторам событий. Кровь, страдания и гибель людей – это их не интересовало. Главное – дестабилизировать обстановку, демонизировать власть, замарать её кровью, выставить перед всем миром как «кровавый диктаторский режим, стрелявший в собственный народ». Теперь, по идее, и войска НАТО можно вводить для «защиты мирного населения».
   Опять теория заговора, опять всесильный Вашингтонский «обком партии»! – воскликнет читатель. Можно, конечно, предположить, что кровавые события в Жанаозене произошли в день независимости и её 20-летний юбилей, а также в первый день предвыборной агитации совершенно стихийно. Но верится в это с трудом. Предотвратить их можно было. И в этом главный урок событий. Нужно решать социальные проблемы, говоря проще – нужно делиться. Прав коллега, обозреватель Вадим Борейко, написавший, что проблему «можно было развести за бабки». Но у нас все привыкли, что нужно «разводить» с чиновниками, правоохранителями. Оказывается, «разводить» нужно и с народом. Острых социальных проблем – полно. Немалая часть народа живёт бедно, считая каждую копейку, если она вообще есть, перебивается с хлеба на квас. «Горячих» социальных точек по Казахстану не счесть, есть они и в нашей области, возьмём для примера ту же Черемшанку. Эти проблемы нужно решать, а не делать вид, что все хорошо. Ведь понятно, что этими «горячими точками» не преминут воспользоваться те, кто хочет создать хаос в стране и на волне этого хаоса взять власть. Только неуклонное улучшение жизни народа выбьет почву из-под ног оппонентов руководства страны. Кстати, аким ВКО довольно оперативно, уже 20 декабря, посетил Черемшанку и заверил, что будут приняты все меры, чтобы вновь заработала птицефабрика. А пока никто без куска хлеба не останется, – успокоил народ Бердыбек Сапарбаев.
    И ещё один урок – мы все убедились, как хрупок мир. Наша общественно-политическая стабильность оказалась совсем не такой уж незыблемой. Горстка обученных и проинструктированных провокаторов в состоянии раскачать ситуацию, если эта провокация попадает на благодатную почву социального конфликта. И провокация может довести события до такой черты, после которой точка возврата к прежнему состоянию уже становится пройденной. В этот раз ситуацию удалось взять под контроль и она не вышла за пределы региона. Но, несомненно, что это не последняя попытка. Тем более, что сама власть открыто говорит о надвигающейся второй волне кризиса, более тяжелой, чем первый кризис.
 
План «А» или план»Б»?
    Правительство сообщило, что на случай особого углубленного кризиса разработан специальный план «Б». При этом успокаивает народ, что сил и средств для противодействия кризису хватит, только в Национальном фонде золотовалютных резервов на 80 млрд. долларов. Да и программа форсированного индустриально-инновационного развития вроде бы воплощается в жизнь. Только ко дню независимости сколько предприятий запустили.
Наверное, действительно, вторая волна кризиса не накроет девятым валом шторма Казахстан. Обвального падения цен на нефть эксперты не предрекают. А наша экономика продолжает оставаться сырьевой. С мировым фондовым рынком казахстанская экономика сильно не завязана, так что колебания котировок акций нас не очень затронут. Для ВКО более актуальны изменения цен на цветные металлы, ведь цветная металлургия – основа промышленности области.
Что касается простого народа, то кризис – это уже привычное состояние его жизни. Каждый по-разному, но, как принято говорить, «выкручивается». Выкрутимся и в этот раз.
   А резервов полно. Только через коррупционные схемы, по данным разных исследований, проходят сотни миллиардов тенге. Вот эти деньги направить бы на общественно-полезные дела! А сколько средств только в Усть-Каменогорске направлено на различные помпезные проекты, без которых можно обойтись! Одна аллея влюблённых обошлась городу в 169 млн. тенге!
   Свидетельством того, что наши власти уверенно смотрят в будущее, стало получение Казахстаном права на проведение зимней Универсиады 2017 года в Алматы. Претендовавшая на принятие этих крупных международных соревнований Италия сняла свою кандидатуру именно из-за кризиса. А мы готовы принять через пять лет гостей и спортсменов со всего мира. Так что кризис, судя по всему, действительно нам не страшен.
 
Грядут политические изменения?
   В соседней России власти открыто, то ли по своей воле, то ли под влиянием многотысячных митингов, говорят о том, что существующая политическая система выполнила свою задачу, отжила, и нуждается в модернизации. В Казахстане таких громких заявлений власть не делает, но, тем не менее, некоторая модернизация политической системы будет проведена. Так, после выборов Мажилис станет, как минимум двухпартийным. Не исключено, что несколько мест получит и третья партия. Так что, несмотря на все утверждения скептиков, интрига у этих выборов есть. Интересно, сколько процентов получит и правящая партия «Нур Отан», особенно на фоне просто оглушительной неудачи «Единой России» в РФ.

    Произойдет и смена правительства. Говорят, что намечается и замена акимов в некоторых областях, которая по цепочке повлечет за собой уже кадровые изменения в регионах. Кстати, уже назначен новый глава Мангистауской области – Бауржан Мухамеджанов. Также сменился первый руководитель и в компании «Казмунайгаз». Это реакция на жанаозенские события. Высока вероятность, что произойдет смена руководства и в ВКО. Аким области Бердыбек Сапарбаев работает в регионе уже почти 3 года, что по нынешним меркам считается долгим сроком. При этом Бердыбек Машбекович зарекомендовал себя и заслужил похвалы главы государства. Поэтому логично предположить, что он может пойти на повышение – в правительство или в администрацию Президента. Если такое перемещение состоится, то оно наверняка приведет и к замене акима областного центра, поскольку Ислам Абишев – выдвиженец Сапарбаева, и к смене ряда других районных и городских акимов и руководителей отраслевых управлений.
    Приведут ли эти изменения к улучшению социально-экономической ситуации? Или это будет очередная перетасовка колоды? Сама жизнь, особенно после событий в Жанаозене, требует улучшения положения. Власть просто вынуждена будет решать вопрос снижения острых социальных противоречий. Иначе новые «жанаозены» не заставят себя долго ждать. Народу, в принципе, не так уж и много нужно: работа, достойная зарплата, жильё, здоровье, уверенность в своём будущем и будущем своих детей, спокойная старость. Обеспечить этот минимальный набор – и есть стратегическая задача власти.
Некоторые эксперты говорят, что Казахстан, якобы, находится на пороге чего-то подобного «арабской весне». Здесь они скорее желаемое для них выдают за действительность. Попытки провоцирования таких событий, конечно, будут. Жанаозен, возможно, и стал репетицией. Может быть, что-то попытаются «замутить» и после выборов. Но предпосылок для каких-то коренных преобразованиий и смены власти в стране, конечно, нет. Те политические силы, которые этого добиваются, не обладают достаточной для критической массы поддержкой населения, да и сам народ устал от перемен и реформ. Да и какая революция, если на оптовке в очереди за конфетами приходится стоять не менее часа! Последний кусок хлеба народ явно не доедает. И на новогоднем столе наверняка почти у всех были как минимум традиционные оливье, селедка под шубой, винегрет, манты, водка, шампанское, мандарины.
 
ЕЭП или ВТО?
    1 января 2012 года – знаменательная дата. С этого дня граждане Белоруссии, Казахстана, России могут свободно передвигаться по общей территории трёх стран, работать в другой стране, наступает свободное движение товаров и капиталов. Открываются огромные возможности. Этого дня народы ждали 20 лет с момента развала Советского Союза.
Омрачает это событие известие о вступлении России во Всемирную торговую организацию. О вероятной возможности вступления в ВТО в наступившем году говорят и власти Казахстана. Не совсем понятно, зачем нужно было несколько лет кропотливых и упорных переговоров по созданию Таможенного союза, чтобы практически сразу открыть свои границы для свободного ввоза товаров третьих стран, входящих в ВТО? Вступление в ВТО грозит полным крахом нашему сельскому хозяйству, которое не сможет конкурировать с зарубежными продуктами. Да и другим отраслям. Правда, после вступления в ВТО зарубежная продукция не сразу хлынет на наши прилавки – предусмотрен 7-летний переходный период, а за это время многое может измениться. Но, тем не менее, уповать на оттяжку времени – глупо. Аграриям, промышленникам, предпринимателям нужно уже сейчас отстаивать свои интересы.
 
21.12.12
   Наступит ли конец света в эту дату? Эту тему пусть муссируют всякие «настоящие мистические» телеканалы и газеты. Каждый год имеет свои особенности и безоблачных лет практически не бывает. Для рая на земле время ещё не наступило. Важно чтобы из года в год человечество продвигалось вперёд – подальше от животного состояния, поближе к истинно человеческому. Давайте будем надеяться, что в наступивший магический, да ещё високосный год, мы все вместе сделаем хотя бы шажок в этом направлении. Здоровья всем и удачи! Пусть лучше наступит план «А». С Новым годом!
 
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar