19:30

Всё запущено!

Жители села Такыр, что в Курчумском районе Восточного Казахстана, уже не возмущаются и не грозят, что будут жаловаться в правозащитные организации. Они умоляют обратить внимание на их бедственное положение и слезно просят прекратить ставить опыты на них. И искренне никак не могут понять, почему за прогресс в космонавтике и сохранение добрососедских отношений с Россией им приходится расплачиваться собственным здоровьем?

Жители села Такыр, что в Курчумском районе Восточного Казахстана, уже не возмущаются и не грозят, что будут жаловаться в правозащитные организации. Они умоляют обратить внимание на их бедственное положение и слезно просят прекратить ставить опыты на них. И искренне никак не могут понять, почему за прогресс в космонавтике и сохранение добрососедских отношений с Россией им приходится расплачиваться собственным здоровьем?

С ними абсолютно солидарны и жители соседних населенных пунктов – сел Курчум, Дарственного, Раздольного. Всех их «осчастливили» более двух лет назад, объявив, что их регион станет новым местом приема отработанных ступеней ракетоносителей «Протон-М». Сегодня они уверенно заявляют, что успели за это время в полной мере ощутить негативные последствия этого, что вовсе неудивительно, ведь в качестве топлива во всех ступенях ракеты используется гептил – крайне токсичное вещество.

«Мегаполис» не раз поднимал вопрос последствий запуска «Протона-М». Достаточно напомнить о тех внештатных ситуациях, которые сильно напугали жителей. Люди были в шоке, когда выяснилось, что случаются ошибки и ступени могут приземляться вовсе не там, где должны. Например, в озеро Зайсан. Кстати, на следующий же день после этого падения крупная германская компания отказалась от закупа рыбы, а цена на курчумскую рыбу в целом упала в три раза, оставив многие семьи рыбаков без средств к существованию. А в феврале текущего года фрагмент ступени и вовсе упал на населенную территорию. Обошлось без жертв и разрушений, но спокойнее от этого людям не стало. Сегодня они все чаще жалуются на тошноту, рвоту, головные боли, кровь из носа, скачки давления, которые наиболее ярко проявляются сразу после падения ступени. Например, такырцы уверяют, что урожай в огородах не успевает поспеть – сгорает задолго до конца лета. Дети все чаще рождаются недоношенными, а животные – уродцами.

Сами жители Такыра рассказывают, что об очередном запуске их предупреждают – первое время их вывозили за деревню в поле, откуда они и наблюдали зарево, иногда слышали грохот. Потом они отсиживались в подвале местной школы, куда их проводили сотрудники МЧС. Вернее, стояли, поскольку присесть там было негде. Все такырцы, а в основном это старики и дети – всего около 400 человек, с четырех часов утра до 10-11 часов стояли (!) в пропахшем сыростью и плесенью, непроветриваемом подвале. Из освещения в нем – одна лампочка.

Кстати, компенсация за причиненный вред тоже есть. В последний раз, рассказывают такырцы, это были 5 МРП каждому жителю, бывало, что ограничивались и четырьмя, хотя положено 12. Обычно, по словам людей, деньги им выдавали сотрудники местного акимата – прямо в поле или подвале.

Люди не просто обеспокоены, они напуганы. Еще больше страха нагнали представители российского Государственного космического центра им.Хруничева, когда появились в селах, чтобы взять пробы воды, почвы. По рассказам жителей, ученые были полностью экипированы в спецодежду, которую так и не сняли, при этом заверяли всех местных, что все в порядке.

Последний запуск «Протона-М» случился недавно – 30 июня. Осуществлен он был по новой траектории. Отклонение от прежней было небольшим, поэтому вторая ступень упала вновь в Курчумском районе. Кстати, в тот день в самом Курчуме официально было зарегистрировано более 10 отравлений. Об этом рассказали в областном Центре экопатологий. А еще о том, что никаких официальных выводов врачей по поводу обращений граждан ждать не стоит. Их просто не сделают. Ведь, как оказалось, ни одно государственное предприятие не заключило договоры на обследование населения, проживающего в зоне падения ступени, а значит, не будет доказано и влияние ракетного топлива на их здоровье. Это означает только одно: пока нет медико-санитарных исследований, не будет и никаких изменений в опасном районе.

К слову сказать, люди пытались бороться. Прежде всего они обратились к председателю Национального космического агентства РК Талгату Мусабаеву, копии письма отправили акимам ВКО и Курчумского района. Ответы никого не удовлетворили. Одни в очередной раз обеспокоенным людям расписали цели осуществляемой космической программы, другие привели данные районной ветинспекции и отдела сельского хозяйства о том, что у них не регистрировались случаи падежа скота, рождение животных-мутантов и гибели на корню всего урожая. И никто не посоветовал, что делать и как жить дальше?

Что касается жителей, то ничего особенного они не требовали и не ждали невозможного. Понимая, что проект стоит огромных денег, что это важно для страны, науки и космонавтики в целом, они хотят хоть какой-то компенсации за вредность. В виде пособия или бесплатно оказанной медицинской помощи – не суть важно. Им просто нужна возможность поправить здоровье. Ехать для этого в областные больницы для многих нереально – дорого и далеко. Это минимум. Максимум – объявить регион, страдающий от запусков ракетоносителя, зоной экологического бедствия. Опять же все понимают, что это повлечет за собой серьезные реабилитационные мероприятия и огромные финансовые вложения.

А где-то между двумя этими крайними точками затерялись и вовсе пустяковые просьбы для развитого в плане космонавтики государства – пробурить скважину, чтобы была вода, да построить школу в одном из сел. Сегодня детям приходится пешком идти сначала до автобуса, а потом еще трястись в нем несколько километров. И так – каждый школьный день.

P.S. На днях жители Такыра подписали и направили письмо президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Они просят его разобраться в ситуации и помочь им.


Юлия ЧЕРНЯВСКАЯ, Восточно-Казахстанская область

Источник: Газета "Мегаполис"

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar