22:23

В ВКО нехватка педагогических кадров

Педагогические специальности уже несколько лет значатся в перечне приоритетных. В 2008-2009 учебном году только на подготовку учителей английского языка было выделено 630 государственных образовательных грантов от общего количества 33 490 единиц. Но в стране по-прежнему существует дефицит кадров в сфере среднего образования. Например, по информации областного управления образования в школы Восточного Казахстана требуется 327 учителей-предметников.
Конкурс журналистов, Сабина Серикова, NUR.KZ 27 июня 2009
<span style='font-size:11px;line-height:16px'>Фото: guo.trg.ru</span>
Фото: guo.trg.ru

Педагогические специальности уже несколько лет значатся в перечне приоритетных. В 2008-2009 учебном году только на подготовку учителей английского языка было выделено 630 государственных образовательных грантов от общего количества 33 490 единиц. Но в стране по-прежнему существует дефицит кадров в сфере среднего образования. Например, по информации областного управления образования в школы Восточного Казахстана требуется 327 учителей-предметников.

Гранты любят счет

Количество выделяемых государством грантов на педагогические специальности на порядок выше по сравнению со всеми остальными. К примеру, в прошлом году в Казахстане не хватало 365 учителей химии, а госзаказ на подготовку специалистов химической промышленности составил всего 70 грантов. Интересен и тот факт, что для желающих обучаться по специальности 050604 "Физика" на государственном языке гранты вообще не предусмотрены. В то же время 230 студентов казахского отделения имеют возможность бесплатно получить квалификацию учителя физики (050110 "Физика"). По окончании вуза выпускникам обеих специальностей присуждается степень бакалавра физики. Но молодежь в большей мере прельщает работа на предприятиях и объединениях с целью обеспечения производственно-технологических процессов, чем получение права на осуществление педагогической и научно-исследовательской деятельности, которое дает диплом с шифром 050110. Хотя ничто не воспрещает учителям физики уходить в производство, а промышленникам заниматься наукой.
Программы обучения на родственных специальностях во многом совпадают, а запись в дипломе порой идентична. Может быть, именно поэтому большинство выпускников-педагогов после окончания вуза обходят школу стороной, пытаясь устроиться на более оплачиваемую и престижную работу? Ведь заработная плата учителя английского языка невелика, нежели у переводчика крупной иностранной компании.

Порой студенты учатся на педагогов, заведомо зная, что вряд ли когда-нибудь встанут на учительскую стезю. Привлекает возможность получить высшее образование бесплатно, при этом имея невысокие результаты по итогам ЕНТ. В конкурсе на получение профессии международника участвуют только обладатели "Алтын белгі", в то время как пороговый уровень для прохождения на грант по специальности "Профессиональное обучение" равен 45 баллам.
Обучение на гранте имеет положительные моменты. В первую очередь, это экономический фактор. Правительство инвестирует в будущих педагогов значительные финансовые ресурсы. Поэтому помимо того, что государство в год затрачивает по 187,6 тысяч тенге на каждого студента, отличники и хорошисты ежемесячно получают стипендии.

Учить или не учить?

"С дипломом можно заработать на жизнь, а самообразование сделает вам состояние", - сказал однажды американский философ Джим Рон. Эта фраза отражает нынешнюю ситуацию с трудоустройством выпускников педагогических специальностей. Сколотить состояние, получая 22 345 тенге в месяц, вряд ли удастся. Такова ставка (18 часов в неделю) педагога, не имеющего соответствующей категории и трудового стажа. "Зарабатывать на жизнь" 1452 тенге в день молодежь не желает, учитывая, что объем работы огромен. Календарные планы, поурочные конспекты, мониторинг успеваемости, проверка тетрадей, открытые уроки, всевозможные отчеты, а если есть классное руководство, то это еще и разработка классных часов и мероприятий, заполнение журнала, родительские собрания и бесконечная бумажная волокита. Кроме того, нет перспектив и для карьерного роста, разве только после десяти лет ударной работы учителя не повысят до завуча, и, может быть, еще через пятнадцать он не станет директором, что совсем маловероятно. Вот поэтому "историки" идут в политику, "физкультурники" - в спорт, а потенциальные учителя биологии работают в лабораториях. Видимо, 70 процентов знаний, полученных студентом самостоятельно, как это предполагает кредитная система обучения, действительно, помогает миновать педагогическое поприще и найти более респектабельную работу. Правда, чаще всего выпускники педагогических специальностей после окончания бакалавриата поступают на второе высшее, пополняя, в основном, бесчисленные ряды экономистов и юристов.

Педагогическая проза жизни

Энтузиастов, целенаправленно готовящих себя для работы в школе, очень мало, и, как правило, после прохождения практики их становится еще меньше. Побывав в роли молодого учителя и узнав все нюансы этой непростой профессии, студенты начинают задумываться о правильности своего выбора. Престиж профессии учителя падает с каждым днем. Об этом свидетельствует и тот факт, что многие гранты остаются невостребованными и отсутствует конкурс на некоторые специальности. В частности, число претендентов на бюджетное место для получения профессии преподавателя общетехнических дисциплин настолько мало, что из 190 выделенных на русскоязычное отделение грантов лишними остаются примерно 85%.

Следовательно, если заказ составил, к примеру, 550 учителей информатики, то это вовсе не означает, что страна через четыре года получит ровно такое количество специалистов. Хотя, согласно статистике, приведенной ВКГУ имени С. Аманжолова, в 90 процентов случаев выпускники данного вуза работают по специальности, в том числе и молодые учителя.

На селе невесело

Нехватка кадров особенно ощущается в сельских учебных заведениях, а ведь в 2008 году один только ВКГУ имени С. Аманжолова подготовил 411 молодых педагогов. И даже 25-процентная надбавка к зарплате не сможет заманить учителя на работу в деревню, даже если это его малая родина. При получении государственного образовательного гранта не ставится условие об обязательной отработке по специальности в местности, где родился и вырос студент. Подобная практика применяется лишь при распределении грантов акима области, когда выпускник должен проработать в селе три года.

Безусловно, быть учителем - достойный труд! Но педагогическая деятельность в настоящий момент считается одной из самых нереспектабельных профессий. Основная причина - это, конечно же, дисбаланс между трудоемкостью и размером зарплаты. Дарить знания - это призвание, но работать практически за даром, в отличие от старшего поклонения учителей, молодые специалисты в непростое в свете кризиса время не могут, да и не хотят.

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar