Выдалось мне как-то пару недель назад проехать за рулем своего автомобиля чуть больше тысячи километров по автодороге республиканского значения Усть-Каменогорск — Алматы. Капитальный ремонт ходовой части после этого увлекательного путешествия по Восточно-Казахстанской области обошелся мне в круглую сумму — больше 150 тыс. тенге! Одних только запасных частей взамен тех, что убило наше казахстанское бездорожье, накупил на 120 тысяч. Остальное ушло на оплату работы мастера СТО, который провозился с несчастной машиной с раннего утра до позднего вечера.

С одной стороны, я, конечно, потерял в деньгах, но, с другой — пополнил запас ненормативной лексики: сначала, сам того не ожидая, вспомнил все непечатные слова, то и дело залетая в ямы, потом в совершенстве изучил крепкий лексикон одного столичного автослесаря, который чинил машину и не верил, что так можно разбить ходовку лишь за одну относительно недолгую поездку.

sДорожная романтика закончилась километрах в 50 от областного центра Восточного Казахстана. Если первые полсотни машина радовалась степной свободе, шины приятно шумели по ровному асфальту, а стрелка спидометра лежала на отметке 100 км/ч, то вскоре на обочине замаячил знак, повествующий о 10-километровом (!) участке плохой дороги. Еще один знак, любезно установленный дорожными службами тут же, рекомендовал водителям двигаться со скоростью не больше 50 км/ч. Однако позже выяснилось, что это лишь милая шутка местных властей, так как на протяжении указанных 10 километров передвигаться на автомобиле стало возможно лишь ползком, причем в буквальном смысле слова — проскребая брюхом автомобиля остатки асфальтового покрытия и проваливаясь в огромные ямы то одним, то двумя, а иногда и обеими парами колёс.

Когда закончились эти 10 километров ада, появилось еще одно сообщение, информирующее об очередном, точно таком же участке разбитой дороги. Потом был еще один, но указывающий уже на 5-километровый рубеж, потом снова 10 и опять 5. И так до бесконечности...

d

Отдельная история — мосты через речки и ручьи, коих в Восточно-Казахстанской области огромное количество. Все переезды делятся на два типа: в одних зияют точно такие же ямы, как и на дорогах, в других, наоборот, кочки, проезжая по которым, можно подпрыгнуть, словно на трамплине, оторвавшись от поверхности дорожного полотна всеми колесами.

Справедливости ради стоит отметить, что автодорогу республиканского значения Усть-Каменогорск — Алматы все же ремонтируют. Но как-то странно. Первая бригада, которая мне встретилась всего ремонтники кучковались в двух местах), вяло ковырялась примерно на 172-м километре пути. Несколько рабочих тщетно пытались убрать метлами воду из ям в асфальте. Видимо, делали они это для того, чтобы потом можно было делать заплатки. К слову, пытаться заделать дыру, в которой только что была дождевая вода, — это все равно что пытаться залепить дупло в зубе жевательной резинкой — долго не продержится. Однако здесь это в порядке вещей. Там, где местные умельцы уже залатали дыры, вместо ям образовались кочки, проезжать по которым тоже не очень приятно.

sДругой «сюрприз» для водителей, оставленный здешними головотяпами, — подготовленные для латания ямы. Щедро выдолбленные отбойными молотками дыры разнообразных геометрических форм простираются не на один десяток километров. Только вот заделывать их здесь никто не торопится. Удобно расположившиеся и вдоль, и поперек дороги, они представляют собой практически непреодолимые препятствия для автотранспорта.

Зато нет дорожных полицейских с радарами, потому что нет смысла пытаться поймать кого-то за превышение скоростного режима — разогнаться просто негде.

Все время увлекательного путешествия меня мучил лишь один вопрос: куда же все-таки деваются средства, которые государство регулярно выделяет на капитальный ремонт автодорог республиканского значения? Ведь это бюджетные деньги, а значит, деньги налогоплательщиков. А я, как и любой автовладелец, регулярно сдаю в казну еще и транспортный налог.

sИ еще одним вопросом, увы, не получается не задаваться: когда же начнется нормальное освоение тех самых средств Нацфонда, выделенных на реализацию «Дорожной карты» правительства (удачное совпадение слов, не правда ли?), значительная часть которых теоретически должна быть вложена в реконструкцию автотрасс? Если те самые горе-ремонтники — это и есть часть антикризисной программы правительства, то, как говорят, пора тушить свет!

P.S. Если кому-то из читателей придет в голову совершить автопробег по описанному мной маршруту, совет — делайте это на каком-нибудь из рейсовых автобусов, курсирующих по трассе Усть-Каменогорск — Алматы. Благо, что они пока еще более или менее благополучно проделываю этот путь.