Локомотивом новой индустриализации страны может и должен стать именно этот макрорегион — Президент РК
Как уже сообщалось, сегодня в Усть-Каменогорске Президент страны Нурсултан Назарбаев принял участие в межрегиональном инвестиционном форуме. Казинформ распространяет выступление Президента РК на форуме со ссылкой на пресс-службу Главы государства.
Уважаемые участники Форума!
Этот форум знаменует собой начало нашей работы по программе посткризисного развития нашей республики.
Не случайно, что мы решили начать нашу работу с трех представленных сегодня регионов: Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской областей. Экономика этих трех регионов составляет основу индустриального Казахстана. Более 20% промышленной продукции, 5% экспорта, 48% продукции обрабатывающей промышленности производится здесь. Регион обладает мощным энергетическим потенциалом, поставляя 65% всей электроэнергии страны.
Здесь сосредоточены уникальные предприятия почти всех отраслей промышленности, крупные научно-исследовательские, проектные организации и учебные заведения, Парк ядерных технологий, Зона высоких технологий на базе университета, т.е. есть все реальные условия и возможности для полноценной диверсификации экономики региона.
Поэтому локомотивом новой индустриализации страны может и должен стать именно этот макрорегион. Мы сегодня ознакомились с работой, которая ведется акимами, министерствами и госхолдингами. Работа ведется большая.
Но это далеко не все инвестиционные возможности этого края, поэтому я считаю, что это только начало. Начало работы по большой программе, которая рассчитана на 10 лет.
Вы знаете, что на XII съезде партии «Нур-Отан» я изложил основные направления посткризисного развития Казахстана. Мы определили для себя приоритетные направления развития экономики страны: АПК, стройиндустрия, металлургия, нефтепереработка и сервисные услуги, химия и фармацевтика, инфраструктура и энергетика.
Это отрасли, где Казахстан обладает конкурентоспособным потенциалом. Мы ставим себе конкретную цель — обеспечить свои внутренние потребности и выйти на экспорт с продукцией этих отраслей.
Реализуя эту программу, мы создадим новую экономику, новые производства, высокооплачиваемые рабочие места, обеспечим себе устойчивый рост.
У меня есть твердая убежденность, что эта работа нам по силам, и, несмотря на сложности в мировой экономике, начинать ее надо сейчас.
Я уверен в наших силах. Уверен, потому что вижу, как окрепла наша страна, как возросли наши возможности.
В сложных условиях мы сумели мобилизовать на программу стабилизации экономики более 19 млрд. долларов США, а это 14% от ВВП. Благодаря этому, экономика уже со 2-го квартала 2009 года получила мощный импульс к восстановлению.
Из выделенных в 2007–2009 годах 261 млрд. тенге на поддержку МСБ освоено почти 100%. Профинансировано 8037 проектов.
По Дорожной карте предусмотрено выделение в этом году 191 млрд. тенге для всех областей Казахстана. На эти средства ведется восстановление и строительство дорог, жилищно-коммунальной инфраструктуры, ремонт социальных объектов в городах, районах, аулах. Только в данных областях будут отремонтированы 1579 социально-культурных объектов, 153 объекта ЖКХ, 71 участок дорог. Будет создано 73 111 новых рабочих мест, переобучение пройдут 17,8 тысячи человек.
Мы начали масштабную работу по казахстанскому содержанию. На сегодняшний день национальными компаниями, недропользователями и крупными предприятиями уже заключено 6462 контракта на сумму более 537,9 млрд. тенге. Это стало серьезным подспорьем для наших предприятий, и мы будем продолжать эту работу.
Благодаря нашим четким действиям, несмотря на все мрачные прогнозы, стабилизирована банковская система, оживилось строительство, решаются проблемы более чем 40 тысяч дольщиков, снижена инфляция.
В условиях снижения доступности оборотных средств для сельского хозяйства, государство выделило 80 млрд. тенге исключительно на проведение весенне-полевых работ. В результате посевная завершена в срок и в полном объеме, а объем посевных площадей вырос на 1,6 млн. гектар.
Даже в этот сложный период мы повышаем зарплату бюджетников, пенсии, стипендии ежегодно на 25%, а в 2011 году на 30%.
По мнению многих аналитиков, Казахстан является одной из немногих стран, способной в 2009 году обеспечить положительный рост экономики, в то время как в других странах ожидается спад на 5–6%.
Это результат нашей совместной напряженной работы, которую мы проводили все это время. Главные наши достижения — это стабильность и спокойствие в нашем обществе, возросшая экономическая мощь нашей страны, способность самостоятельно преодолевать трудности. Это то, о чем мы мечтали, и то, чего у нас не было в сложные годы 90-х.
Поэтому я уверен, что, несмотря на текущие сложности, нам по плечу реализовать поставленную задачу диверсификации экономики Казахстана.
Чтобы двигаться к намеченной цели, четко понимать, какой объем ресурсов нам необходим, и как ими эффективно распорядиться, я поручил Правительству подготовить план действий на 10 лет, разбитый на 2 этапа по пять лет.
Сейчас эта работа уже началась.
Как показывает мировой и наш собственный опыт, рыночная экономика не всегда способна самостоятельно отрегулировать процессы развития. Зачастую, увлекаемая высокими краткосрочными прибылями, она без должного регулирования становится заложницей спекуляций и неэффективного в долгосрочном плане размещения ресурсов.
Поэтому разрабатываемый Правительством план пятилетнего индустриального развития должен обеспечить эффективное государственное содействие рынку.
Ключевая роль в реализации индустриальной пятилетки отводится местной исполнительной власти. Акимы лучше знают ситуацию на местах, и у них имеются все полномочия, а главное ресурсы и соответствующий инструментарий для проведения политики индустриализации.
Поэтому, акимы всех уровней должны стать главными координаторами и проводниками индустриальной программы, работая в унисон с Министерством индустрии и торговли и институтами развития.
Местным органам необходимо думать не только о реализации планов, спущенных сверху, но и самим проявлять инициативу и брать дело в свои руки. Нужно четко планировать экономическое развитие региона и оптимальное размещение производительных сил в области во взаимоувязке с общестрановой стратегией.
Ваша главная задача — всесторонне на постоянной основе поддерживать и развивать частный бизнес на местах, взращивать мощную плеяду казахстанских предпринимателей. Нужно отойти от пассивной политики, когда фактически просто ведется учет реализуемых в области проектов, и перейти к активной политике создания новых производств и мобилизации предпринимательской инициативы, содействуя всеми имеющимися у региона ресурсами.
Координируя работу с крупными предприятиями региона, необходимо выстраивать вокруг них сеть малых и средних предприятий.
Для реализации этой задачи вам предоставлены все необходимые бюджетные, ресурсные и административные рычаги.
Во-первых, акимам нужно грамотно и рационально управлять вверенными природными и производственными ресурсами в целях диверсификации, подключая СПК. Земли промышленного и сельскохозяйственного назначения, месторождения природных ископаемых, не используемые в настоящее время, должны вводиться в экономический оборот с четкой целью развития новых производств.
Во-вторых, вы должны снимать все инфраструктурные вопросы для бизнеса. Это включает инженерную, транспортную, коммуникационную и энергетическую логистику. Отсутствие или искусственное ограничение доступа к необходимой инфраструктуре для бизнеса считаю недопустимым. Этот вопрос также должен быть приоритетным для центральных исполнительных органов в рамках пятилетней программы.
В-третьих, необходима активизация акимов в обеспечении экономики квалифицированными трудовыми ресурсами. Здесь акимы, в первую очередь, должны сделать упор на развитии системы профессионального и технического образования.
Форсированная индустриализация страны должна базироваться на новой технологической базе, на инновациях в продукции, технологиях, менеджменте. Для этого акимам нужно активно включиться в развитие инновационных процессов в регионах, задействовать научно-технический потенциал региона.
Вокруг крупных промышленных предприятий, на базе региональных ВУЗов, НИИ, нужно выстроить эффективную систему спроса, генерирования и внедрения промышленных инноваций.
Такие крупные корпорации международного масштаба как ENRC, Миттал Стил, Казцинк, Казахмыс, Казатомпром, Титано-Магниевый комбинат, постоянно нуждаются в новых инновационных технологических решениях. Это благодатная почва для мобилизации инженерных и научных кадров региона, стимулирования развития НИОКР в МСБ.
В-четвертых, руководители регионов должны активно проводить инвестиционную политику и привлекать новые инвестиции. Вы должны планировать инвестиционные процессы, направлять инвестиционную инициативу, активно продвигать проекты, по которым есть интерес инвесторов. Каждый реальный инвестиционный проект должен быть доведен до конца без проволочек и волокиты.
Теперь, заслушивая акимов, я буду оценивать Вашу деятельность конкретно по достигнутым результатам в индустриально-инновационной сфере.
Ключевыми показателями эффективности работы акимов, я считаю, должны быть объемы привлекаемых инвестиций, особенно прямых иностранных инвестиций; количество созданных новых производств; количество внедренных инновационных разработок; рост экспорта продукции и казахстанского содержания во внутреннем производстве и другие.
Я поручаю Администрации Президента и Правительству разработать рейтинговую систему оценки акимов по данным показателям эффективности и ежеквартально докладывать мне.
Министерству индустрии и торговли по всем указанным вопросам необходимо выработать общестрановые подходы и методологию, и тесно взаимодействовать с местными исполнительными органами. Институты развития и социально-предпринимательские корпорации также должны оказывать содействие акимам.
* * *
Далее. Я хочу подчеркнуть, что реализация наших планов по диверсификации экономики зависит в немалой степени от инициативы и активности частного бизнеса и предпринимательства.
Я сегодня приехал именно для того, чтобы лично обратиться к предпринимателям и призвать вас совместно работать над модернизацией и развитием экономики.
Бизнес должен быть локомотивом развития страны. Для этого вам нужно с самого начала активно включиться в процесс формирования индустриальной политики и отраслевых мастер-планов развития. То, как мы сегодня совместно с вами сформируем повестку программы индустриализации, определит не только перспективы вашего бизнеса, но и облик нашей экономики через пять-десять лет.
Со своей стороны, государство немало делает для создания благоприятного инвестиционного и делового климата для бизнеса. Предусмотрены новые налоговые и инвестиционные преференции для промышленных предприятий. Корпоративный подоходный налог снижен до 20% в этом году и будет понижен до 15% к 2011 году, НДС снижен до 12%.
По моему распоряжению сейчас вносятся изменения в законодательство о частном предпринимательстве. В результате будут значительно сокращены проверки бизнеса и упрощены условия для ведения бизнеса.
Новые возможности для наших предпринимателей открывает Таможенный Союз с Россией и Белоруссией — это огромный рынок с населением более 170 млн. человек и суммарным ВВП почти в 2 триллиона долларов США, с 1 июля 2010 года будут устранены таможенные процедуры между нашими странами, т.е. рынки 3-х стран полностью открываются. Этот рынок казахстанским предпринимателям нужно освоить и для этого мы создаем необходимые условия.
Поэтому предприниматели должны активно работать с местными исполнительными органами, совместно решать задачи и проблемы развития каждой отрасли. Местные органы в свою очередь должны быть отзывчивыми на Ваши предложения и инициативы.
Стратегически важно ваше участие в разработке Карты индустриализации. Те инвестиционные проекты, которые были презентованы вам сегодня, были составлены на основе ваших предложений, но это отнюдь не окончательный вариант. Мы ждем новых инициатив и идей от вас.
* * *
В заключение, я хочу сказать, что самое главное, нам нужно мобилизовать все наши ресурсы, волю, желание идти вперед!
У нас есть примеры стран, которые за короткий срок совершили экономический прорыв, не обладая имеющимися у нашей страны преимуществами изобилия природных ресурсов, образованных кадров. Эти страны за 20 лет с пустого места смогли создать новые высокотехнологичные производства мирового уровня.
Это означает, что наше будущее зависит только от нас. Я уверен, что и мы сможем пройти этот путь.
Казахстан должен стать лучшей в регионе бизнес площадкой, с мощным, многопрофильным предпринимательским сектором.
Мы ожидаем, что форсированное развитие приоритетных направлений пятилетки позволит получить добавленную стоимость в объеме порядка 7 триллионов тенге. То есть практически 50 процентов от ВВП Казахстана.
Подводя итог, я думаю, что уже в ближайший год мы увидим положительные результаты этой работы. Но, повторяю, без тесного сотрудничества государства и бизнеса в этом вопросе не обойтись.
Мы должны вместе идти к формированию конкурентоспособной экономики Казахстана.
Желаю Вам плодотворной и результативной работы.
Спасибо за внимание!