17:48

Мечеть Тыныбая Каукенова
Памятник архитектуры первой половины XIX века
Мечеть Тыныбая. Расположена в левобережной части города, ул.Джамбула, 48, близ речного вокзала. Мечеть сооружена, в 30-40 годы XIX века на деньги казахского купца 2 гильдии Тыныбая Каукенова. 15 декабря 1872 года Семипалатинская городская дума из Правительствующего сената просит Слободку на левом берегу Иртыша включить в городскую черту. Об этом говорят материалы из архива Омска, «Дело о присоединении заречной Слободки к г.Семипалатинску состоит из трех смежных под названием «Тинибаевская», «Джаломановская», «Тарактинская», в которых числится до 534 домов с населеним 2686 человек, преимущественно киргизов. Правительствующии сенат своим указом удовлетворил просьбу городской думы. Часть города на левом берегу под названием «Тинибаевская Слободка», связана с именем Тыныбая Каукенова, киргиза (казаха) из рода «уак», купца второй гильдии купеческого сословия. Об этом еще раз свидетельствует архивный материал от 1839 года 22 августа «Доклад о состоянии киргизов, кочующих выше города Семипалатинска»: «... один Семипалатинский киргиз Тыныбай Каукенов торгуя в степи, сумел приобрести порядочный капитал и построил в городе дом, с 1839 года записался уже в купцы по третьей гильдии». Еще в архиве Казахстана сохранились архивное дело 1842 года под названием «Дело о причислении старшины уваковской волости Каукенова в купеческое сословие г. Семипалатинска». Все выше перечисленные архивные данные подтверждают, что Т.Каукенов действительно жил в г. Семипалатинске. Будучи купцом, он построил жидой дом на левом берегу Иртыша. Рядом с домом начал сооружать магометанскую молитвеную мечеть.
Эта мечеть до сих пор используетяс по первоначальному назначению. Об истории мечети Т.Каукенов говорится в архиве Казахстана. Согласно ведомости, заполненной в 6 мая 1858 года «О численности магометанских мечетей и прихожан мужского – женского пола в г.Семипалатинске», в мечети Т.Каукенова прихожан мужского пола было 145, женского пола 137. Ссылаясь на достоверные архивные данные, предпологается, что мечеть построенав 1840 году. Владелец мечети Т. Каукенов прожил до начала 20 века. С 70 - х годов Т.Каукенов с третьей гильдии переводится на вторую гильдию.
Мечеть сооружена в 30 – 40 - х годах 19 века. Фундамент каменный, стены до купола (минарета) деревянные. Наличие живописи, скульптуры отсутствуют. НАличие прикладного искусства, резьба разных форм для украшения купола и трона. Внутренние помещения состоит состоят из больших двухъярусных залов. Нижний этаж – для молитвы мужчин, верхний ярус – для молитвы женщин.
Архитетура памятника принадлежит к типу так называемых «сибирско – татарских» мечетей, по принципу построения весьма схожа с памятниками православного культурного зодчеств, когда на одну ось нанизываются разновеликие составные части. Различие заключалась главным образом, в фомах купольных и вертикальных завершений, традиционных для ислама. Минарет венчает часть мечети аналогичную «трапезной» или притвору в русском церковном зодчестве. Четверик основного объема в православии дополняемый малым четвериком или восьмериком, в в исламском зоодчистве, как правило, украшен подобным дополнением с несколько иной трактовкой купольного покрытия. Стены мечети скупо декорированы. Их оживляют оконные премы прямоугольной формы, а так же люкарны верхнего яруса основного объема, служащие для освещения помещения для женщин. Дополнительным декором являются печные и водосточные трубы, украшенные затейлевым узором. Необходимо отметить неудачную попытку, так называемой «реставрации» минарета, а так же новую обшивку здания. В результате этих непродуманных действий минарет утратил свой подлинный облик и былое изящество, так же как и мечеть в целом. В этом смысле утрачен «налет старины». Надворные постройки весьма ущербны в плане архитектурных изысканий, «закрыли» памятник с наиболее выгодных смотровых точек. 


Литература: Свод архитектрурных и монументальных памятников Восточно- Казахстанской области; г.Усть-Каменогорск, 2005
Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar