Сдержанная радость Александра Винокурова, новый головной убор Альберто Контадора, ссадины Максима Иглинского, проливной дождь Роттердама и жареное солнце Брюсселя. Корреспондент «Литера-Недели» собственными глазами увидел, как в этом году начиналась главная велогонка планеты – «Большая петля».
Велокоманда «Астана», за годы своего существования приучившая болельщиков к громким победам и не менее громким скандалам, становится все более открытой. Чтобы показать рабочую атмосферу, спонсоры самого успешного спортивного проекта Казахстана даже решили пригласить на пролог и первый этап «Тур де Франс» группу алматинских журналистов. В их число попал и корреспондент «Литера». Нам разрешили снимать и фотографировать абсолютно все. И разговаривать с кем угодно, кто ходит в голубых поло с большой надписью Astana на груди. Скрывать команде нечего.
Ошибка Маккуэйда
В этом году «Большой петле» немного не повезло – гонка началась в не самое удобное время. И дело все в футбольном чемпионате мира, решающие матчи которого совпали со стартовыми этапами «Тура». Конечно, болельщики у футбольных и велосипедных команд разные. Однако обычным любителям спорта приходилось разрываться на части. Накануне пролога, который состоялся в Роттердаме, сборная Голландии вышла в полуфинал. А прямо во время пролога шел матч Аргентина – Германия.
Безусловно, о футболе говорили даже сами велогонщики. И вообще эта тема витала в воздухе. Альберто Контадор, лидер «Астаны», даже признался: страшновато за футболистов сборной Испании. «Как считаете, возможно ли, что испанцы выиграют этим летом все: и «Тур де Франс», и чемпионат мира?» – спросили прошлогоднего победителя «Петли» на пресс-брифинге. «Я буду на это надеяться», – довольно сдержанно ответил Контадор.
А вот президент UCI Пэт Маккуэйд был явно расстроен неудачей любимой команды в ЮАР. Он поочередно обходил автобусы всех команд, подбадривал генеральных менеджеров и спортивных директоров. «Я болел за Бразилию, но ошибся с выбором любимой команды, – признался главный человек в велоспорте. – Но чемпионат мира все равно очень интересная штука». Не забывал президент и о велогонке. «В этом году мы станем свидетелями противостояния «Астаны» и «Радиошэка» – команд Контадора и Армстронга». «А кто же сильнее?» – уточнил у него корреспондент «Литера». «Контадор», – абсолютно уверенно ответил Маккуэйд.
Вообще, дуэль двух бывших одноклубников подается как главная интрига «Тура»-2010. Хочется верить, что в этот раз глава Международной федерации велоспорта правильно выбрал фаворита.
Секретное оружие Винокурова
Автобус каждой команды при-влекал внимание не только высоких спортивных чиновников, но и обычных болельщиков. Конечно, внутрь никого не пускали. А вот для нашей группы журналистов сделали исключение – еще накануне мы спокойно посмотрели, что же там такое интересное прячется за тонированными стеклами. У каждого транспортного средства своя миссия. Тот, что стоит на стоянке во время пролога, – место для отдыха гонщиков. В другом автобусе стирают одежду, готовят еду и напитки. Там же хранится и секретное оружие Винокурова – каша «Геркулес». Каждое утро Александр ест овсяные хлопья только этой марки, видимо, это и помогает ему показывать хорошее время. На прологе это сработало – Вино уверенно держался в десятке лидеров. Еще месяц назад он сказал, что поверит в свой старт на «Туре» только после того, как это произойдет. Сразу же за финишем Саша признался, что особого взрыва эмоций он не почувствовал: «Конечно, я счастлив быть здесь. Это главная гонка сезона, и я очень хотел сюда вернуться. Сейчас моя главная задача – помогать Альберто одержать по-
беду. Еще мы очень хотим выиграть этап в самом начале гонки, чтобы сделать подарок нашей столице – Астане, которая отмечает свой день рождения в эти дни. Если я зацеплю этапчик, то буду самым счастливым человеком на «Туре». «Зацепить этапчик» Вино мог и на прологе, но ему не повезло со стартовым номером. Александр проехал дистанцию прямо под проливным дождем, поэтому претендовать на победу было сложно.
Опа-опа-опа!
Дождь в Роттердаме то стихал, то возобновлялся, позволяя зрителям бегать под навесы и смотреть по телевизору, как немцы размазывают команду Диего Марадоны в ЮАР. А прямо перед стартом второго казахстанского гонщика «Астаны» Максима Иглинского произошло чудо – спортивный директор Дмитрий Седун предложил проехать пролог в техничке – то есть сразу за спортсменом. Автомобили сопровождения часто попадают в кадр во время телетрансляций. А тут можно наблюдать за процессом изнутри!
С Валентином Рехертом, генеральным секретарем Федерации велоспорта, мы буквально бежим от стоянки автобусов в стартовую зону. Седун показывает все три рации, которыми пользуются спортивные директора во время гонки. Лихорадочно отбиваю смс домой : «Мама, включи «Евроспорт» срочно! Я в голубой машине!». И поехали!
«Опа-опа-опа!» – по громкой связи подсказывает Седун Иглинскому. Максим начинает очень хорошо, спидометр автомобиля показывает больше 50 км в час, но спортивный директор «Астаны» не совсем доволен. «В поворот зашел не очень, – говорит Дмитрий, – хотя Макс у нас по виражам один из лучших». Иглинский продолжает изо всех сил крутить педали. Из машины кажется, что скорость запредельная – летит как на пожар. Но Седун утверждает обратное: «Тут восемь километров, едут очень быстро, выкладываются, поэтому в один момент организм отключается – сейчас гонщик ничего не видит и не слышит. Просто хочет доехать». Максим финиширует не с самым лучшим временем. Последним на дистанцию уходит Альберто Контадор. Главная надежда казахстанской велокоманды показывает хороший результат, но все равно проигрывает звезде гонок с раздельным стартом Фабиану Кончелларе. После награждения гонщики разъезжаются по своим отелям. Уже утром их ждет первый этап – из Роттердама до Брюсселя.
Полный завал
Если в Голландии накануне шел проливной дождь, то в Бельгии стоит страшный зной. Это было непростое испытание – из Роттердама велосипедисты выбирались вдоль набережной, сильный ветер бил им в лицо, а Брюссель встретил их духотой. Мы ждем «Астану» на финише – асфальт в центре города плавится и прилипает к ногам. Всю дорогу пелотон падает, в завалы поочередно попадают все гонщики «Астаны». Никто, слава Геркулесу, тяжелых травм не получает, все благополучно финишируют. Вот только похвастаться хорошим временем могут единицы. Удержались в десятке Контадор и Винокуров – уже хорошо. Где-то рядом Лэнс Армстронг. Любопытно, как работают местные журналисты. Пока гонка идет вдали от финиша, они отсиживаются в тени, смотрят телетрансляцию на больших экранах. А встречать героев выходят минут за 15 до их приезда. Для кого-то «Тур де Франс» – ярчайшее событие, а для кого-то – рутина. Кстати, ждать гонщиков на финише тоже весьма интересно. Первыми в створ залетают те, кто реально боролся за этап. А затем – фавориты всего «Тура». Среди них Винокуров и Контадор. Оба весьма помятые. Сразу же за ними приезжают пара испанцев «Астаны» и наш Максим Иглинский. Он показывает большую ссадину на ключице – упал прямо на руль.
– Очень скользко и жарко сегодня, – улыбается казахстанец. – Все падали без остановки. Я думаю, все сейчас слишком свежие, поэтому и скорости высокие, поэтому и рискуют. Тяжело, если честно, слишком много падений вокруг. Трудно удержаться.
Поддерживает своего коллегу и Контадор – он тоже недоволен большим количеством завалов. Свою точку зрения гонщик высказывает на пресс-брифинге, который устраивают после этапа специально для журналистов из Казахстана. Альберто спокойно отвечает на все вопросы, и даже про конкуренцию с Армстронгом. Он обещает, что в самое ближайшее время будет заключен новый контракт с «Астаной». «Казахстанские болельщики ждут от «Астаны» скорейшей победы на этапе и подписания вашего нового контракта. Какой подарок мы получим быстрее?», – спрашиваем у Контадора. «Я думаю, это может произойти одновременно», – шутит испанец. На прощание мы дарим Контадору казахский головной убор, и он с большим удовольствием позирует в нем перед камерами.
Этап заканчивается, в городе убирают заграждения, а спортсмены спешат пораньше лечь спать – завтра им снова в бой. Гораздо позднее на отдых уходят механики и обслуживающий персонал – им надо разобрать и собрать заново каждый велосипед, тщательно вымыть технику, каждый автомобиль. И вот так до 25 июля, когда гонка официально завершится. Вполне вероятно, что и обслуживающему персоналу на второй-третьей неделе чашка «Геркулеса» будет очень кстати.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы – Роттердам – Брюссель – Алматы