15:57

Университеты, академии и институты Казахстана в ближайшее время будут сдавать экзамен на соответствие национальным образовательным стандартам. Правда, до международных требований отечественные вузы, к сожалению, пока не дотягивают. Такую оценку казахстанской системе образования дал глава профильного министерства Жансеит Туймебаев после очередной сессии конференции группы международных экспертов в области академического рейтинга (IREG-4).

Общество, Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ, Республика.kz 16 июня 2009

Университеты, академии и институты Казахстана в ближайшее время будут сдавать экзамен на соответствие национальным образовательным стандартам. Правда, до международных требований отечественные вузы, к сожалению, пока не дотягивают. Такую оценку казахстанской системе образования дал глава профильного министерства Жансеит Туймебаев после очередной сессии конференции группы международных экспертов в области академического рейтинга (IREG-4).

<font size=
Выпускники. Фото с сайта revision.ru
Конференция международных экспертов (IREG-4) впервые проводится в Казахстане — три предыдущих заседания состоялись в Вашингтоне, Берлине и Шанхае. В частности, в германской столице были разработаны так называемые Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений: 16 стандартов, используемых всеми рейтинговыми агентствами мира для оценки качества образования. И в них, как выяснилось, не вписывается пока ни один казахстанский вуз.

Философский вопрос

На заседании в Астане эксперты выясняли, какими должны быть новые, современные методики оценки, чему уделять больше внимания: техническому оснащению вуза, насыщенности учебных программ или личным качествам преподавателей и оценкам студентов. На две последние категории посоветовал сделать акцент председатель международной обсерватории IREG Ян Садлак.

- Какими бы красивыми ни были здания, какими бы современными ни были лаборатории, мы больше должны полагаться на людей, на преподавателей и студентов, — сказал эксперт.

Прозвучало это утверждение как "камень в огород" главы казахстанского Минобразования, который не так давно восторженно рекламировал новый международный университет в Астане, его суперсовременные аудитории, оснащенные по последнему слову техники. Г-н Туймебаев даже нахмурился в ответ на эту реплику, но возразить не успел — оратор сменил тему.

Дальше речь шла в основном о пользе и вреде рейтингов и о том, для чего они нужны. Ян Садлак сделал однозначный вывод: все рейтинги субъективны и "то, что качественно для одного, не может быть качественно для другого".

К вредным последствиям рейтингов были отнесены неверные акценты в политике вузов. Так, по словам координатора по высшему образованию сети развития человеческого потенциала Всемирного банка Джамиля Салми, были случаи, когда университеты ради показателей отдавали предпочтение исследовательской деятельности — за нее по Берлинской системе можно получить более высокую оценку. В результате страдала подготовка студентов.

- В Ирландии есть один вуз, у него были очень большие контракты на исследования, он только публиковал результаты, вообще никого ничему не обучая, — привел пример Джамиль Салми.

В минус рейтинговой системе поставили даже неэтичное поведение ректоров некоторых известных университетов. По словам экспертов, такие руководители вузов иногда подтасовывают данные ради высоких показателей, а соответственно — получения спонсорских средств. Г-н Салми озвучил предложение оценивать не отдельные вузы, а образовательные системы стран, а также не создавать университеты мирового класса, поскольку "никто не знает, что это такое".

Это был еще один камешек в огород казахстанского министра и его великого детища в виде международного университета, но этот "укол" г-н Туймебаев пропустил и не заметил.

Участники встречи между тем дошли до вопроса: а нужен ли рейтинг вообще? Признали этот вопрос риторическим и отправились на перерыв, продолжая спорить о методиках и целесообразностях.

В списках не значимся

Казахстанскому министру образования было не до философских вопросов. Жансеита Туймебаева окружили журналисты, требуя конкретных цифр и ответов. Всех интересовало, в частности, на каком уровне отечественные вузы в международных рейтингах. Оказалось, даже не на нулевом — они вообще в списках не значатся.

- К сожалению, мы только начинаем активно работать в этой сфере. Наша задача как раз состоит в том, чтобы мы находились в международном рейтинге, — объяснил министр.

Но это, по его словам, не значит, что казахстанские вузы безнадежны: несколько университетов получили международную аккредитацию. Правда, назвать министр смог только два таких учебных заведения. Ими оказались Казахская головная архитектурно-строительная академия, два года назад получившая положительную оценку международной аккредитационной комиссии Союза архитекторов ЮНЕСКО, а также Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова, успешно прошедший международную аккредитацию по семи образовательным программам. На этом список успехов закончился.

Продвинуть отечественную систему образования, по мнению министра, может аккредитация вузов внутри страны. Это мероприятие должно стартовать в ближайшее время, и до конца 2009 года планируется проверить на соответствие стандартам 20 крупнейших академий и университетов республики. По каким параметрам будут оценивать качество образования, министр ответить затруднился, но зато сделал акцент на том, какую пользу принесет аккредитация.

- Отсюда исходит признаваемость наших дипломов, престиж наших университетов, и, самое главное — наши специалисты, выпускники смогут работать в разных странах мира, — пояснил министр.

На вопрос, когда же казахстанские вузы смогут похвастаться международными рейтингами, министр изо всех сил старался не давать конкретного ответа. Он постоянно ссылался на то, что перед системой образования стоят "высокие задачи", а суммы финансирования постоянно растут, что, по его мнению, видимо, должно вселять надежду на светлое будущее нашей системы науки и обучения.

- В 2008 году расходы на образование выросли более чем в 2,8 раза по сравнению с 2004 годом. Их доля в общем объеме ВВП составила 3,7%. В 2009 году на образование будет выделено около $4,7 млрд, — повторил он фрагмент своего доклада.

А когда его спросили, достаточно ли этих денег для выполнения тех самых высоких задач, о которых он постоянно упоминает, министр ответил коротко и лаконично: "естественно, всегда мало".

То есть сколько казахстанскую науку и образование не корми, а они все в хвост рейтинга смотрят и никак не могут его ни догнать, ни ухватить. Возможно, мешают слишком "высокие задачи", типа "университетов мирового класса". Которые, как оказалось, у нас даже построить без странностей не могут.

Не так давно, презентуя международный университет Астаны на заседании правительства, Жансеит Туймебаев невольно вызвал на откровенность представителя турецкой компании-застройщика. А тот в свою очередь поделился некоторыми "секретами" объектов мирового класса в Астане, которые, по его словам, всегда строились без смет и экспертиз, а теперь, мол, требуется какая-то экспертиза, а это — форменная бюрократия.

Конечно, пресса не могла обойти этот момент в беседе с министром образования. Но Жансеит Туймебаев поспешил тему закрыть.

- Все нормально, никаких проблем уже нет, — заявил он и больше ни слова по этому вопросу не добавил.

После чего стал убеждать журналистов в том, что реформа образования "это не такое дело, как посадить картошку и осенью собрать урожай". На основании этого утверждения министр сделал первый более-менее конкретный прогноз: результатов реформирования казахстанской системы образования стоит ждать через 10—15 лет.

 

Читайте также
Обсуждение
Всего комментариев: 0
avatar