Житель Усть-Каменогорска полгода работал на полях Великобритании
Александр Корнев решил на шесть месяцев круто изменить свою жизнь. Он уволился с привычной офисной работы и уехал в Англию на сезонный сбор урожая.
36-летний Александр Корнев был дизайнером в офисе. Ему надоела сидячая работа, однообразие. Около года назад он стал искать возможность трудоустройства за рубежом. Рассматривал варианты не постоянной, а временной, сезонной работы с предоставлением жилья.
— У меня не было цели переехать в какую-то определенную страну, — объясняет Саша. — Я хотел найти именно временную работу — на несколько месяцев, чтобы за это время успеть и деньги заработать, и другую страну посмотреть.
Такой вариант довольно быстро нашелся. Александр зарегистрировался на сайте компании, которая трудоустраивает жителей СНГ на сезонные работы в Великобритании. В середине октября прошлого года парень заполнил анкету и начал ждать.
— В ноябре мне пришло сообщение, что я должен пройти онлайн-собеседование, — рассказывает Александр. — Вопросы оказались стандартными: я рассказывал о себе и о том, что в нашем регионе у всех есть дачи, поэтому в огородных работах опыт у меня имеется. После этого я поехал уже на очное собеседование в Астану. Там все кандидаты проходили тест на моторику рук и тест на дальтонизм (умение различать цвета важно для тех, кто отправится на сбор ягод). Также всем кандидатам рассказывали об условиях работы, о рисках и возможностях.
После возвращения домой устькаменогорец стал искать в Сети дополнительную информацию и прочитал, что сбор помидоров и огурцов на фермах Англии — это хороший «лайтовый» вариант работы. А вот заготовка спаржи — самый адский труд. Местные жители работать на полях не хотят.
Александру пришло приглашение на заготовку... спаржи. Саша купил себе резиновые сапоги, рабочие вещи, маленькую кастрюлю и собрал аптечку с лекарствами на все случаи жизни.
— Нас было 25 человек, которые 31 марта улетали из Алматы в Лондон. Все ребята оказались молодыми (20 - 25 лет) и из разных городов Казахстана. Я в свои 36 лет был почти «старым». Но меня это не смущало, — смеется Саша.
Александр вспоминает, что первый раз работников привезли на ферму уже ночью.
— Было прохладно, лил дождь — классическая английская погода. Все приехавшие ребята говорили на русском, нас разделили на группы по пять — шесть человек и заселили в так называемые «караваны». Ферма — это большой многонациональный лагерь. В этом году из-за политических событий россиян не было, а раньше их приезжало много, — рассказывает собеседник.
Обстановка вокруг казалась необычной, ферма находилась в отдалении от населенных пунктов. Чтобы попасть в ближайший городок Росс-он-Уай, нужно было пройти через лес.
На следующее утро ребята подписали договоры. Нормой считается работать 48 часов в неделю. Однако можно согласиться «пахать» и больше — в этом случае оплата будет выше.
— Я указал в договоре, что буду работать по 60 часов в неделю, — рассказывает Саша.
Первый день был неполным: Саша и другие ребята отработали всего четыре часа. Вокруг — огромное поле, грязь. За работой следят «бригадиры» — супервайзеры. Они контролируют время.
— Тайминг там был очень жесткий, — вспоминает Александр. — Рабочий день начинался с открывания парников в шесть утра. Потом мы шли за трактором и срезали спаржу определенной длины. Так мы работали четыре часа без остановок. Только во время разворота трактора можно было успеть глотнуть воды, поправить штаны или обувь. Через четыре часа — первый брейк. Это свободные 15 минут, которые даются на перекус. Каждый берет с собой ту еду, которую приготовил. Многие приходили на поле с термосами, узбеки — с пловом. Я жил на бананах, фруктах и шоколадках. Мясо я не ем в принципе.
После трапезы — снова на поле. Самое сложное заключалось в том, что идти за трактором и срезать спаржу приходилось в полусогнутом положении. Спина от этого пребывала в постоянном "шоке". Через два с половиной часа полевых работ начинался второй брейк. Саша в это время обычно только пил воду и ложился полежать. Хотелось непременно вытянуть позвоночник и отдохнуть. Правда, длилось это недолго. После второго брейка снова начиналась работа и так, с небольшими перерывами, — до позднего вечера.
— Я выживал на обезболивающих препаратах, — рассказывает Саша. — Однако все равно бывали дни, когда я утром с трудом вставал с кровати. Бывало, что из-за спины мне давали день отдыха или отправляли на работу полегче. Однако это было исключением из правила. В основном я работал по 10 часов, мой личный рекорд — 12 часов день.
Воскресенье был законным выходным. В этот день ребята всегда отправлялись в поездки по окрестностям Англии.
На полях спаржи Саша провел три месяца — апрель, май, июнь. Договор с фермой был составлен на три месяца, и после этого ребята начали просить перевести их в другое место.
— Нам повезло: нас направили вообще в другую область, на ягоды, — улыбается Александр. — Бытовые условия жизни в «караванах» были хуже, но сама работа — намного легче. И вкуснее!
В сентябре договор и виза подошли к концу. В начале октября Александр Корнев вернулся в родной Усть-Каменогорск.
— Я не пожалел о своей поездке, — говорит Саша. — Цели были достигнуты. Во-первых, я заработал около четырех миллионов тенге и после Англии устроил себе отпуск — отправился в Турцию. Во-вторых, я получил много новых впечатлений, экстрима, эмоций. Несмотря на всего один выходной в неделю, я смог многое посмотреть в Великобритании. Даже побывал в замке, где снимали «Тайную комнату» Гарри Поттера. Хотел бы я повторить опыт и поехать снова? Да! Только, пожалуй, не на спаржу!
Фото из личного архива Александра Корнева