В Усть-Каменогорске реабилитируют малышей с аутизмом, ДЦП и задержками развития
Центр раннего вмешательства открылся в августе 2023 года. За четыре месяца врачи и тренеры Центра сумели помочь 115 детям от трёх месяцев до трёх лет. Малыши, которые не умели говорить, сказали первые слова, а те, кто не мог ходить, сделали первые шаги.
Создание центров раннего вмешательства по всей стране спонсировал Фонд «Қамқорлық». В Усть-Каменогорске такой реабилитационный центр для самых маленьких работает в одном из корпусов Центра матери и ребёнка — здании бывшего роддома № 2, по адресу: проспект Шакарима, 149/2. С момента открытия Центра 14 августа здесь приняли 141 маленького пациента. Полностью окончили лечение и выписались 115 детей. Вся эта помощь бесплатна для родителей, оказывается за счёт Фонда обязательного медицинского страхования. За всех малышей страховку платит государство.
— Мы принимаем деток от трёх месяцев до трёх лет, — рассказывает заведующая Центром раннего вмешательства Наталья Битебаева. — Начать как можно раньше важно, потому что мозг обладает нейропластичностью именно в первые три года. Если охватить детей в этом возрасте, можно добиться максимального эффекта, чтобы компенсировать гипоксию, какие-то аномалии развития головного мозга, хромосомные нарушения вроде синдрома Дауна, церебрального паралича, задержки моторного и речевого развития. Эффект зависит от степени нарушения. В течение курса мы смотрим, насколько продвигается улучшение. Добились — ставим следующую задачу.
Родители тоже присутствуют на занятиях, учатся тем приёмам, которые используют специалисты Центра. После того как ребёнок проходит курс реабилитации, его берут на учёт. Через два – три месяца приглашают для повторного лечения, чтобы закрепить достигнутый эффект.
В отделении трудятся 16 человек: врач-реабилитолог, педиатр, невропатолог, эрготерапевт, психолог, инструкторы по лечебной физкультуре, логопеды, дефектологи, медсёстры. 22 декабря все они вышли на работу в красных колпачках новогодних волшебников. В этот особенный день они решили устроить праздник для особенных ребятишек.
Но прежде чем выйти к ёлке, были обычные занятия. Ведь для достижения результатов важно не прекращать упражнения. В кабинете ЛФК инструктор лечебной физкультуры Айбын бережно массирует маленького Богдана. Мальчику один год восемь месяцев, но у него до сих пор слабый тонус мышц. Поэтому он боится опираться на ножки.
— Он поздно начал переворачиваться, поздно встал и пополз, — делится подробностями мама Богдана Наталья. — Сюда мы пошли — и он начал ходить. Занимаемся 13 дней. Прогресс пошёл буквально на третий-четвёртый день. Это у нас уже третий курс лечения. Когда мы сюда пришли в первый раз, Богдан не ползал. Уже на второй день он пополз.
Инструкторы учат детей преодолевать не только слабость, но и страх передвижения. Учат обычным вещам: правильно падать, чтобы не получить травму, надевать обувь, ходить по лестнице. Многочисленные тренировки нужны, чтобы мозг понял, как осуществляется движение. Подход к каждому ребёнку индивидуальный.
Для пациентов с детским церебральным параличом важно начать занятия до того, как сформируется неподвижность суставов или сниженная минерализация костей. В противном случае усилия могут привести к переломам. Для работы с такими пациентами в Центре есть специальные медицинские аппараты. Тело ребёнка расслабляют, приучают к вертикальному положению, опоре на ножки. Своевременно пройдя курс лечения, многие пациенты получают возможность ходить самостоятельно. В противном случае они были бы обречены на инвалидную коляску.
— У нас ДЦП. Вначале вообще не ставили диагноз, — рассказывает Ирина, мама трёхлетнего малыша, которого принесли на праздник в костюме Буратино. — Говорили: «Всё нормально. Сядет, когда мышцы крепче будут». Я сама тревогу забила в год. А потом вообще сказали, что ни сидеть не будет, ни голову держать. Оказалось, что ещё и вывих тазобедренного сустава был. А сейчас он не только сидит, но и ползать начал. На диван сам взбирается.
Помогают занятия в Центре и детям с синдромом Дауна или расстройствами аутистического спектра. Целительный эффект даёт телесный контакт во время массажа, развивающие игры, которые вынуждают ребёнка взаимодействовать с врачом.
— Всё зависит от мамы, — поясняет инструктор ЛФК Жасулан Замарханов. — Когда она кормит, надо говорить с ребёнком. Сначала надо наладить контакт. Некоторые делают ошибку и с детьми вообще не общаются, кормят молча.
Большинство родителей, чьи дети сегодня проходят реабилитацию в Центре, забили тревогу сами, обнаружив отклонения в развитии малышей. Дочь Асем страдает расстройством аутистического спектра (РАС). Три года четыре месяца своей жизни она не откликалась на своё имя, не контактировала с окружающими, боялась людей. Приходя в ярость, била свою маму, не умея иначе выражать свои чувства. Занятия в Центре раннего вмешательства сотворили с ней маленькое чудо.
— Нермин впервые заговорила в сентябре, после 15 дней реабилитации, — рассказывает Асем. — В октябре я впервые услышала, как дочь сказала мне: «Мама». В тот день я рыдала от счастья. Это огромная помощь таким мамам, как я. Мы хотим, чтобы наши дети могли социализироваться. Приходим сюда, как на дневной стационар — на четыре часа. Каждый специалист по полчаса занимается. Ни минуты ребёнок без внимания не остаётся. И такой полноценный подход нам дал результат. Сейчас дочь откликается на имя, играет в ролевые игры, выполняет указания включить свет, дать игрушку.
Получая новые навыки под руководством опытных врачей, психологов, логопедов, дети с РАС становятся спокойнее, увереннее, меньше боятся и могут находиться среди людей.
Любознательный Хамза в два с половиной года ещё не говорит. В поликлинике невропатолог констатировал задержку речевого развития и рекомендовал обратиться в Центр раннего вмешательства.
— Нам пока ещё рано говорить о результатах, — делится мама Хамзы Айдана. — Второй день занимаемся. Нам ещё восемь дней ходить. Мы надеемся, что будет какой-то толчок. Коллектив мне очень понравился. Как дома. Мы ходим к логопеду и психологу. Учимся произносить звуки, играем в развивающие игрушки. Выполняем домашние задания.
А потом был праздничный утренник с ёлкой. И Хамза в костюме Снеговичка первый подошёл знакомиться с Дедом Морозом.
Для некоторых малышей пребывание в шумной компании детей и взрослых было суровым испытанием. Но это тоже своего рода занятие. Дед Мороз и Снегурочка не только дарили подарки и водили хоровод. Малыши прыгали, хлопали в ладоши, проходили под верёвочкой, играли в поролоновые снежки, а потом собирали их и укладывали в пакет, называли вслух героев мультфильмов, «давали пять» доброму бородатому волшебнику и его весёлой внучке. Каждая из этих игр на самом деле была развивающим упражнением по лечебной физкультуре, психологии, эрготерапии (умению ухаживать за собой). Быстро и радостно выполняли все задания храбрый Амирчик, активная и сообразительная Томирис. Эти ребятишки проходят лечение по поводу задержки речевого развития. Судя по тому, как охотно и весело они идут на контакт, можно надеяться, что не за горами время, когда они порадуют родителей и врачей разговором.
Каждый малыш получил из рук Деда Мороза мягкую игрушку и сундучок со сладостями. Подарки помогли организовать спонсоры: фтизиопульмонологический центр, Восточно-Казахстанский филиал партии зелёных «Байтақ», ТОО «Бергштайн». При вручении подарков тоже случались маленькие чудеса.
— У нас на глазах ребёнок пошёл, — улыбается сквозь слёзы Кристина, мама двухлетней Валерии. — Мы три недели занимаемся. Она совсем не ходила, а теперь дома самостоятельно стоит. Сейчас сама подошла за подарком. Я прямо не нарадуюсь, что мы попали сюда!
Пока малыши пробуют новогодние гостинцы и прижимают к себе новых мягких друзей, родители тоже загадывают желания. Просят, чтобы ребёнок в новом году пополз, пошёл, заговорил. Исполнить это едва ли под силу деду из волшебного леса. Зато сотрудники Центра сделают всё, что в их силах, чтобы подарить новогоднее чудо надежды.
Фото автора