Почему в ВКО не могут последовать примеру Белоусовки и восстановить «заброшки»?
В ВКО в подвешенном состоянии находятся десятки опустевших и постепенно разрушающихся многоквартирных домов. Когда-то они были заселены, а теперь служат пристанищем для асоциальной прослойки населения и молодежи, жаждущей острых впечатлений. Порой там находят шприцы и бутылки из-под алкоголя, а случается, обнаруживают и трупы животных. Да что уж говорить, в "заброшках" области находили даже человеческие трупы. Но, несмотря на это, комплексно решать проблему такого жилого фонда в Восточном Казахстане будто бы и не планируют.
Жуткая находка
Первого октября в полицию города Алтая поступило сообщение, что на улице Лермонтова, 2, в заброшенном подъезде многоэтажки найден труп мужчины.
В распоряжении редакции оказался снимок с места происшествия: мужчина висел, зацепившись курткой за межэтажное перекрытие. Полицейские уточнили, что его смерть не была связана с криминалом или суицидом. По версии правоохранительных органов, человек погиб в результате несчастного случая.
А жители соседних подъездов рассказали, что заброшенная часть многоэтажки и ранее регулярно становилась источником проблем.
— В последнее время в подъезд уже со всей округи стаскивают умерших кошек, — комментировала ситуацию жительница дома Мария Лобанова. — Летом собаку большую сбили, тоже туда убрали. Мы задыхались от запаха, пока не наняли человека убрать останки животного. Внутри очень опасно, убиться можно.
Заброшенная часть многоэтажки в Алтае и ранее регулярно становилась источником проблем
Как пояснили в акимате района Алтай, в 2016 году за счет средств районного бюджета проектная организация ТОО «Восток Инжиниринг» разработала сметную документацию на капитальный ремонт заброшенного подъезда в доме № 2 на улице Лермонтова. В 2018 году на основании сметы управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по ВКО подавало бюджетную заявку, но получить финансирование не удалось.
— На ближайшей сессии маслихата будет рассмотрен вопрос выделения денежных средств для корректировки сметной документации капитального ремонта, — отметили в акимате района.
К слову, на сегодняшний день в районе числятся 595 многоквартирных жилых домов. Количество заброшенных, пустующих или бесхозных многоэтажек составляет 16 единиц. Законсервированы восемь зданий, еще три здания власти района планируют снести.
Но проблемные "заброшки" есть не только в районе Алтай. По Восточному Казахстану рассредоточены десятки опустевших многоквартирников с черными провалами окон. Они не только портят вид населенных пунктов, но и представляют потенциальную опасность для людей.
Вроде под присмотром
В период с 2019 года по сегодняшний день в области зарегистрировано три факта обнаружения трупов в заброшенных многоэтажных домах. В одном из случаев причиной смерти стал суицид.
— За аналогичный период фактов регистрации убийств, изнасилований и избиений в помещениях заброшенных многоэтажных домов не имелось, — констатировали в департаменте полиции Восточно-Казахстанской области.
В департаменте добавляют: эти разрушающиеся строения представляют потенциальную опасность сами по себе. В них могут располагаться открытые колодцы и подвалы, существует вероятность обрушения здания или его фрагментов.
— В целях профилактики правонарушений и преступлений, с учетом анализа криминогенной обстановки, на территории области при необходимости проводится мероприятие «Единый день профилактики», — добавили в ДП ВКО.
В рамках этого мероприятия сотрудники правоохранительных органов отрабатывают в том числе заброшенные многоэтажные дома. Люди в погонах осматривают "заброшки" для того, чтобы устанавливать лиц без определенного места жительства и детей, которые находятся на опасных объектах без присмотра родителей. А также для того, чтобы исключить вероятность сокрытия в заброшенных зданиях людей, находящихся в розыске.
Но даже при условии регулярной профилактики покинутые прежними хозяевами многоэтажки большую часть времени не подлежат никакому контролю и надзору.
Последствия разрухи
Откуда появилось такое количество пустующих многоэтажек? Это напрямую связано с внутренней миграцией населения и постсоветской разрухой. Предприятия закрывались, хозяйства приходили в упадок. В поисках работы и лучших условий жизни люди уезжали из мелких населенных пунктов в более крупные и перспективные. При этом они бросали свои квартиры, так как не могли их продать — жилье не пользовалось спросом. Пустующие дома привлекали любителей легкой наживы и мародеров. В результате от некогда обжитых многоэтажек постепенно оставались лишь голые стены с отверстиями под двери и окна.
К слову, на общем фоне населенных пунктов, которые постигла одинаковая судьба, уверенно выделяется поселок Белоусовка. В свое время у властей поселка получилось сохранить жизнь в многоэтажках, хоть это и стоило немалых усилий.
— У нас на текущий момент нет заброшенных домов, все восстановлены, — рассказала заместитель акима Белоусовки Любовь Дружинина. — На период разрухи в поселке было два полностью заброшенных дома и еще один был заброшен частично.
Часть квартир отошла по целевому назначению молодым семьям, еще часть получили дети-сироты, малообеспеченные и многодетные семьи, люди, пострадавшие при паводке 2018 года.
— Оставшиеся квартиры собственник просто продал, — добавила Любовь Васильевна.
А где-то сохранить дома не получилось из-за того, что рухнула обеспечивающая их инфраструктура. Так произошло в селе Черемшанка, где в один момент обанкротилась и прекратила свою работу местная котельная.
— Обогреть пятиэтажные дома печками было невозможно, поэтому люди бросили свои квартиры, — объяснил аким Черемшанского сельского округа Глубоковского района Петр Грохотов.
Город Риддер, улица Карагандинская
Снести или помиловать?
Как населенные пункты решают проблему заброшенных многоэтажек? Где-то пустующие здания консервируют, чтобы ограничить к ним доступ. Например, в июле 2023 года в Серебрянске частично заложили дверные и оконные проемы в "заброшках", а также установили предупреждающие таблички и развешали сигнальные ленты.
— Работа в этом направлении будет продолжена, — отмечали в акимате Серебрянска.
А идти на более радикальные меры, такие как снос или реконструкция многоэтажек, не всегда позволяет закон. Так, в Черемшанке пустующие многоквартирники находятся в частной собственности и власти не имеют право решать их судьбу на свое усмотрение.
— Эти дома считаются частными, по ним есть документы на приватизацию. Есть люди, которые до сих пор там прописаны, — пояснил Петр Грохотов. — Мы будем пытаться поставить дома на «бесхоз». Мы уже и раньше пытались это сделать, был выездной суд. Но пришли владельцы и сказали: «Это наша собственность, мы пострадали от того, что отключили котельную».
Но даже если дома переведут в категорию бесхозных зданий, а после этого поставят на баланс государства, пока что их дальнейшая судьба туманна. Невозможно наверняка сказать, подлежат ли многоквартирники восстановлению, — необходимо делать экспертизу. А на это нужны средства.
— Мы же не можем подавать чужое жилье на экспертизу за государственные деньги. Можно будет говорить об этом только в том случае, если дома перейдут в коммунальную собственность, — заключает Петр Михайлович.
В управлении строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ВКО подтверждают: решать вопрос с "заброшками" действительно непросто.
— Снос, восстановление, признание бесхозяйными объектами не представляется возможным, так как имеются официальные собственники квартир. Акиматы городов и районов проводят мероприятия по розыску собственников, — говорят в ведомстве. — Розыск усложняется тем, что многие граждане могли выехать за пределы Республики Казахстан.
Впрочем, согласно сведениям, которые предоставили в управлении, положительный опыт работы с "заброшками", которые находились в частных руках, в регионе все-таки есть. В Уланском районе в коммунальную собственность удалось перевести 47 домов. Все эти строения суд признал бесхозяйными. Однако корреспонденту YK-news.kz не удалось выяснить, что с этими многоэтажками будет дальше.
В Курчумском районе пустуют четыре многоквартирных дома, два из которых являются частной собственностью. Еще два находятся на балансе акимата Маркакольского сельского округа. Те многоэтажки, что находятся на балансе акимата, планируют отремонтировать в 2024 году.
Восстановить пустующий многоквартирный дом хотят и в Шемонаихинском районе.
Подобные примеры можно приводить еще довольно долго. Но даже без этого ясно, что сложившаяся проблема достойна внимания. И раз уж она типична для большого числа населенных пунктов, почему бы не подойти к ее решению комплексно?
Фото из архива редакции