«Мы — обычная семья!»: на УК ТМК работают два поколения династии Сарсебековых
Общий трудовой стаж семьи — 53 года, у них разные специальности, но единые цели — достойный труд и стабильность.
Начать с нуля!
Они встретились в маленьком Куйгане — селе, расположенном на берегу Иртыша в Курчумском районе. В 1970 – 1980 годах заниматься здесь можно было лишь сельским хозяйством и рыболовством. Ерлан Сарсебеков окончил Саратовский сельхозтехникум и вернулся на малую родину механизатором. Бакытжан всегда тянуло к точным наукам, технике, так что после школы она поступила в Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт на инженера-механика. Но не смогла окончить вуз — встреча с Ерланом, любовь, свадьба и практически один за другим родились дети: старший Аслан, следом дочка Куралай и младший Олжас.
Дети подрастали, мама начала задумываться об их дальнейшей судьбе. Сама она не смогла получить высшее образование и мечтала, чтобы это получилось у них.
В гости из Усть-Каменогорска приезжали к Сарсебековым родственники и постоянно рассказывали про титано-магниевый комбинат. Что зарплата хорошая, квартиру можно купить, что сотрудники там нужны. В селе трудно жить, а детям учиться надо. Уговорили отпустить Куралай учиться в городе. Любознательная, с тягой к точным наукам — как у мамы, девочка поступила в специализированную школу-интернат для одаренных детей. И началась у Куралай городская жизнь: по будням жила в интернате, в выходные приезжала к родственникам в Новую Согру. А в Куйгане папа с мамой очень скучали по дочке. Старший сын к тому времени уже поступил на грант в военный институт в Алматы, и, чтобы выучить младших, Сарсебековы решились на переезд.
— Я приняла решение! — с гордостью говорит Бакытжан. — Рыбы стало мало, работы нет. Муж долго не соглашался, родина все-таки. Но поехали и подали резюме на комбинат. И нас приняли! Уехала первая и стала работать сортировщицей титановой губки. Ерлан через месяц тоже устроился на ТМК.
Как рождаются династии
С 2006 года начался трудовой путь семьи Сарсебековых на комбинате. Когда Бакытжан рассказывает о том, чем занимается, она как-то по-особенному расправляет плечи. Гордиться есть чем, через ее руки прошли тысячи тонн титановой губки — на экспорт!
— Транспортерная лента бежит, на ней губка разных фракций, — объясняет Бакытжан. — Нужно по размерам отсортировать, где-то пустая порода, вкрапления — это убрать. По бочкам разложить, заполнить, взвесить, запаять, а дальше эту продукцию уже за границу отправляют. Конечно, поначалу наставники помогали разбираться. Потом втянулась…
Но заглядывалась она на работу коллеги по цеху Гульбану Елюбаевой. Уж так ловко управляла та электропогрузчиком, виртуозно водила трудягу-муравьишку, как в «тетрисе» — одну к другой — выгружала емкости на складе, к тому же с удовольствием взялась обучать подругу. Теперь и Бакытжан на скорости, как заправский гонщик, но четко и аккуратно, развозит грузы по цеху.
— Всегда говорю спасибо Гуле за науку, — с благодарностью отмечает Бакытжан Кабдыкеновна. — Стараюсь, чтобы бочки с титановой губкой маркировкой вперед стояли на эстакадах — учетчикам удобнее. Как перевели меня сюда в 2008 году, так и работаю, и очень мне тут нравится. Уже и сама трех девочек обучила — у нас все трудятся.
После переезда в областной центр первой проблемой для семьи Сарсебековых, конечно, стало жилье. Но уже через полгода они смогли купить в ипотеку собственную квартиру.
— Зарплаты хорошие, всегда вовремя — день в день — выплачивают, вот и смогли погасить ипотеку раньше, — радуется Бакытжан. — После получки полсуммы откладывали, на остальное жили, потом аванс получали вместе с мужем и в банк отдавали. Рассчитывались и были уверены, что выплатим.
Когда родители переехали в Усть-Каменогорск, Куралай училась в 10 классе. Специализированную школу-интернат окончила с отличием, на ЕНТ набрала 100 баллов, а поступая в ВКТУ, выбрала «металлургию». Уже знала, что обязательно будет работать на ТМК.
— Пока студенткой была, проходила производственную и преддипломную практику, с мастерами работала, нормировщиками, они все показывали, обучали, — рассказывает Куралай. — Видела, что зарплаты высокие, стабильность. Не переживаешь, что завтра закроют предприятие, пример — мои папа, мама, другие родственники. Когда бакалавра получила, предложили работать в ОТК. Хоть и не моя специальность, но надо же с чего-то начинать.
А потом Куралай уехала учиться в магистратуру Московского института стали и сплавов, тоже на «металлургию».
— Вернулась с учебы и опять подала резюме, очень благодарна, что взяли, — продолжает женщина. — Уже не в ОТК, а в лабораторию, опять пришлось обучаться азам профессии. Приглядывалась, мне карьерного роста хотелось, поэтому пошла заочно учиться в КАСУ на экономику. И мне предложили вакансию в экономическом управлении. Вот здесь и поняла — мое место! Считаю, а за цифрами вижу всю картину в целом: какая огромная, сложная работа за ними стоит. Опыт, полученный на разных участках производства, очень помогает.
Мужской взгляд: не слово, а дело
Ерлан Капезович первые три года на УК ТМК был печевым в отделении восстановления. А дальше более 10 лет — машинистом электромостового крана.
— Муж очень любит свое дело, гордится, — делится Бакытжан. — Говорит, забираешься в кабину — а там такой масштаб — дух захватывает. Рычаги послушные, любой груз нипочем! Он по жизни очень ответственный, внимательный. Ни одной аварии не было.
Три года назад Ерлан Капезович перевелся на должность слесаря-ремонтника службы энергетики. Немного скучает по вершинам «своего» крана. Зато теперь дома они часами могут обсуждать технологии, особенности какого-то ремонта с младшим сыном.
Олжас окончил ВКТУ, он инженер по водным ресурсам. Сначала попробовал себя на другом предприятии, но не увидел той же стабильности, как у родителей и сестры. Устроился на ТМК и с университетским образованием шесть лет трудился слесарем-ремонтником. Показал себя — и получил повышение, теперь Олжас мастер по ремонту в службе энергетики.
Мужская часть семьи Сарсебековых не слишком разговорчива и открыта, привыкли работать руками. Но безоговорочно надежны, сказал — сделал! Олжас и к семейной жизни подошел основательно. Сначала сам встал на ноги, купил квартиру. Очень любит с детства машины и скорость; когда вырос, приобрел свою первую, оттюнинговал и теперь гоняет на ней. Недавно приобрел еще один автомобиль. Буквально на днях сделал сюрприз родным — познакомил с будущей женой. Осенью отпразднуют Сарсебековы свадьбу.
Счастливые будни…
Чем еще живет династия? Обожают двоих деток Куралай — красавицу, умницу, танцовщицу Жанию, которая пошла во второй класс, и пятилетнего Али. К слову, ему было всего год два месяца, когда мама, не усидев в декрете, вышла на любимую работу. Мальчишку передавали с рук на руки работавшие посменно бабушка, дедушка и папа. Благо, что дочь с мужем купили квартиру в том же доме, где живут родители. Сейчас Али большой любитель погонять с папой в футбол и половить с дедом рыбку. Но в чем глава династии настоящий шеф-повар, так это в приготовлении не рыбы, а плова. Чтобы отведать папин шедевр, вся семья собирается к достархану. А еще Ерлан Капезович очень любит историю. Зачитывается историческими книгами, смотрит фильмы.
С помощью профсоюза по льготным путевкам они часто ездят поправлять здоровье в санатории, а в грязелечебницу предприятия и вовсе бесплатно. Побывали в турпоездке в Узбекистане. Планируют новые путешествия.
— Мы — обычная семья, уверенная в своем настоящем и будущем. У нас одно место работы, другого и не нужно, — констатируют Сарсебековы.
Жизнь без пафоса, обычная, наполненная честным трудом, любовью и уважением друг к другу, коллегам — это ли не то, что принято считать счастьем…