Как люди с инвалидностью становятся самыми надёжными «сотрудниками безопасности»
В этом просторном офисе всегда — звенящая тишина. Ни рабочих совещаний, ни коротких переговоров о последних новостях, ни даже обсуждений руководства. Тихо, тихо. В просторном кабинете за компьютерами — 13 человек. Это центр видеомониторинга, и здесь круглосуточно контролируют работу горняков на производстве. За тем, что происходит на горно-обогатительном комплексе в Риддере, денно и нощно следят глухонемые и люди с ДЦП.
Хочется сразу оговориться. Людям с особыми потребностями закон запрещает предоставлять медицинский допуск для работы на производстве. Но речь идет именно о промышленных объектах. А вот находиться вне производственной зоны и наблюдать за работой по видеокамерам — можно. И впервые такое ноу-хау пять месяцев назад решили попробовать в Восточном Казахстане. Компания «Казцинк» взяла на работу около 50 человек с ограничениями по слуху, двух — с ДЦП, двух — в колясках, а также одного парализованного мужчину. Что из этого вышло? Справляются ли эти сотрудники со своими задачами? Мы решили побывать в необычном центре видеомониторинга и всё увидеть своими глазами.
Ручной режим
Центр находится в Усть-Каменогорске. Специально оборудованный просторный офис, в нем — столы в два длинных ряда. За каждым столом — монитор с установленной программой видеонаблюдения. На стене — большие экраны. И видеокамеры: работу сотрудников контролирует руководство, поэтому отвлекаться и просто так отходить от своего монитора нельзя. Чуть в отдалении за компьютером сидит старший по смене, а сбоку находится дежурный. Именно он сменяет сотрудника, которому нужно ненадолго отлучиться.
Почти незаметно подняла руку вверх сидящая на первом ряду Наталья Петриченко. После этого жеста к ней сразу подходит дежурный. Наталья объясняет, что ей нужно отлучиться, и дежурный садится вместо нее у монитора.
— У нас всегда так: если кому-то нужно отойти от своего рабочего места — мы зовем дежурного или старшего. Он продолжает следить за происходящим на экране, — поясняет Наталья. — В это время можно выпить кофе, размяться, пообщаться с родными. Когда мы сидим за мониторами — пользоваться телефонами запрещено, ведь наши глаза и внимательность — главные рабочие инструменты, отвлекаться нельзя.
Наталье Петриченко 32 года. У нее сохранился остаточный слух, и она владеет речью. Раньше женщина работала гримером и визажистом, затем была поваром и кондитером. Но повредила ногу и полгода просидела дома. Когда ей предложили устроиться в центр видеомониторинга — согласилась сразу. Работа сидячая, нет нагрузки на ногу — ей идеально подходит.
Тихое место
За компьютерами во втором ряду — два молодых парня. Это Асет и Асан Жалпошовы — братья-близнецы, с детства у них ограничения по слуху. После школы получили образование в сфере IT и устроились в ЦОН Усть-Каменогорска.
— Мы проработали там несколько лет, а сейчас перешли в центр мониторинга, — объясняет жестами Асет Жалпошов. — Нам стало интересно попробовать что-то новое. Мне и брату по 30 лет — это прекрасный возраст, чтобы развиваться. Было непривычно работать в ночную смену, но мы приспособились. Что делаем, если хочется спать? Пьем кофе или выходим ненадолго на улицу, на свежий воздух. А потом снова ведем дистанционный контроль за Риддерским горно-обогатительным комплексом Казцинка. Если замечаем отклонения — сразу же оповещаем старшего по смене.
Штат центра видеомониторинга состоит из 60 человек, и почти все они - слабослышащие. Люди работают сменами по 12 часов. Дневная смена — с 8.00 до 20.00, ночная — с 20.00 до 8 утра.
Семейный подряд
Интересно, что братья Жалпошовы — не единственные сотрудники из одной семьи. Сейчас в центре видеомониторинга работает пять семейных пар. Мы познакомились с четой Федоровых — Натальей и Вячеславом.
— Я искала новую работу, но о трудоустройстве на промышленные предприятия даже не мечтала. Понимала, что из-за слуха не смогу пройти медкомиссию, — делится подробностями Наталья. — Весной услышала, что Казцинк приглашает к сотрудничеству людей с ограничениями. Я сначала не понимала, как такое возможно. Потом объяснили, что работать на промышленной территории не нужно, в Усть-Каменогорске создали удаленный центр мониторинга, где по видеонаблюдению надо контролировать соблюдение правил безопасности. Это ношение касок и защитных масок, выполнение потенциально опасных работ только в присутствии ответственных лиц. По видеокамерам мы следим за тем, чтобы не загромождались проходы и производственные площади, на территории не было посторонних лиц, а сотрудники использовали только безопасные приемы работы. Я разобралась во всех тонкостях, втянулась в процесс, а чуть позже предложила устроиться сюда и мужу.
Теперь Вячеслав и Наталья работают вместе. У них обоих — проблемы со слухом. Но это им не мешает, так как сейчас в их трудовых буднях главное — глаза.
Суперсильные
— Мы были поражены, насколько слабослышащие люди внимательны и сосредоточены в работе, — рассказывает председатель ВК филиала ОО «Казахстанское общество глухих» Елена Баус. — Зрение, наблюдательность, точность — это очень сильные качества людей, обделенных слухом. Это их суперсила. Мы не раз замечали, что у них даже боковое зрение поразительно развито, поэтому они успевают фиксировать даже мелкие детали. Если есть вопросы, сомневаются — сразу зовут старшего и уже вместе по видео оценивают обстановку. Старшие в смене — слышащие люди, которые понимают жестовый язык и в то же время могут оперативно позвонить дежурному на производство, сообщить о происходящем на видео.
Главное — верить
Трое сотрудников центра видеомониторинга работают из дома. Это люди, прикованные к коляске или к постели. Один из них — Александр Куимов. Он с 18 лет полностью парализован. Неудачно нырнул летом в котлован — и получил серьезные травмы. С тех пор он все время лежит. С годами сумел разработать кисти рук и стал пользоваться ноутбуком. Когда научился хорошо управляться с компьютерной мышью и клавиатурой, стал искать работу.
— Это было сложно, опыт у меня почти нулевой, — говорит Александр Куимов. — Весной я услышал про новый центр видеомониторинга — конечно, решил попробовать. Для меня это шанс на миллион. Я даже не сразу поверил в происходящее, когда мне позвонили и сказали, что сейчас приедут устанавливать необходимое оборудование.
Молодой человек вот уже пятый месяц из дома просматривает архивы видеонаблюдения, установленного на производстве. Следит, чтобы техника безопасности соблюдалась неукоснительно.
— Мне нравится новая работа, — подчеркивает Александр. — И знаете, что самое главное? В меня поверили. Мне дали кредит доверия — взяли на работу без опыта, без специального образования. Казалось, что так не бывает. Однако в нашей жизни возможно всё — даже невозможное.
Ирина Краскова
фото автора и героев публикации