Заброшенные сады богатого края
Урджарский район – самый крупный в Восточно-Казахстанской области. Если другие районы известны чем-то одним, то Урджар поражает своим многообразием. Богатая природа – с одной стороны горы, с другой – земля тут такая, что позволяет выращивать все что угодно – вплоть до такого редкого продукта, как соя.
Картинка первая – с парадного крыльца
Урджарский район давно известен не только как поставщик мяса, но и подсолнечника, знаменитых арбузов и великолепного меда, не говоря уже о традиционных сельских продуктах – молоке, хлебе и т.д.
Представляя район, местные власти обязательно подчеркнут, что Урджар – родина многих славных батыров. Например, в местечке Жарбулак, расположенном почти в ста километрах от Урджара и в трех – от Алаколя, родился легендарный батыр Каракерей Кабанбай. А из стен местной спортивной школы вышли участники Олимпиад, Азиатских игр и даже шесть чемпионов мира! В этом году в районе планируют ввести в эксплуатацию три детских сада. А на берегу озера Алаколь Урджарский район недавно отстроил летний лагерь. В уютных деревянных домиках из сруба есть и холодная, и горячая вода. Как меня заверили, для детей из малообеспеченных семей отдых тут будет бесплатным. Остальным обещают чисто символическую плату.
Сам районный центр – село Урджар – произвел приятное впечатление. Мы гуляем по центральному парку – ухоженные аллеи, вдоль них высажены елочки, разбиты клумбы. А в тени высоких пирамидальных тополей построили бассейн с проточной водой, который зимой, как нам сказали, превращается в каток.
Картинка вторая – естественная
Давно известная фраза "затопи-ка ты мне баньку по-черному!” наконец-то обрела смысл, когда я увидела непонятную конструкцию на берегу реки Урджарка. Наваленные горой булыжники, под которыми остается место для костра, а вокруг – железный каркас. Его обтягивают брезентом или кошмой, и получается великолепная баня, которая долго держит пар. А потом – прямиком в горную речку. Местные жители утверждают, что после такой бани будто заново рождаешься.
Вокруг Урджара много пасек. На одну из них мы решили съездить, и вечером нас встретил Николай Сергеевич Мирных. Как водится, угостил медовухой. Я с детства помню рассказ деда о том, что медовуха – напиток коварный. Голова остается ясной, а вот ноги совсем не слушаются. На вкус медовуха приятная и терпкая, пыльца плавает в бокале, создавая радугу. "Вот она – экология в чистом виде!” – подумала я, попивая медовуху. Впрочем, помятуя о ее коварности, отправляюсь смотреть на речную османку – рыбу, очень похожую на форель, она размером меньше, но по вкусовым качествам совсем ей не уступает.
Картинка третья – бесхозная
В советские времена Урджарский район славился своими яблоневыми садами. Остались они и сейчас, но грустно наблюдать, как гигантские сады приходят в упадок. После развала совхозов эти сады сейчас официально розданы по госучреждениям. К примеру, тот, в который мы поехали, принадлежит теперь детскому дому. Но разве в состоянии ребятишки и преподаватели содержать несколько десятков гектаров яблоневых садов самостоятельно? Конечно, нет. А предприниматели рисковать не хотят.
– Еще неизвестно, окупится ли, – поделился один предприниматель.
Именно поэтому инвестировать в сельское хозяйство желающих мало. Этот сектор совершенно непредсказуем, и получишь ли ты выгоду или, наоборот, потерпишь убытки, заранее просчитать никак невозможно. Вот и зарастают сады бурьяном, а несобранные яблоки гибнут на земле. Кроме яблок зарастают травой и заросли черной смородины и ежевики. Когда мы собирали последние ягодки в этом году, я наступила на клубнику. Оказалось, что здесь ее целая поляна!
Местные жители, конечно, собирают дары природы на продажу. Ведь через Урджар лежит путь на Алаколь, и вкусные яблочки в ходу у проезжающих. Но собрать урожай полностью даже все жители района не в состоянии.
Урджар – Семей